(Beza, Theodore, 15191605).
Преемник Жана Кальвина, несомненный лидер женевской Реформации. В духовной сфере Беза следовал линии Кальвина, однако в конкретных вопросах церковной жизни его позиция отличалась от кальвиновской.
Беза родился в Вежле (Бургундия), в состоятельной семье, и очень рано проявил способности к наукам. Воспитывал и учил его Мельхиор Фольмар из Орлеана, тайный лютеранин. Увлеченный гуманистическими идеями, Беза опубликовал сборник поэм "Юношеское" (Juverulia), крый принес ему славу одного из лучших латинских поэтов. После тяжелой болезни он пережил религиозное обращение и уже не мыслил себя вне Реформации.
В 154958 гг. Беза преподавал греческий язык в Лозанне; с 1558 г. совмещал должности ректора и профессора в только что основанной Женевской академии. Стремясь к единству в протестантском мире, он деятельно его добивался.
Основной вклад, крый внес Беза в швейцарскую Реформацию, связан с осуществлением замыслов Кальвина и укреплением пресвитерианства. Он широко заимствовал идеи Кальвина и Буцера. В своем главном учении о Церкви Беза, вслед за Буцером, выделяет три составляющие истинной церкви: Слово Божье, два таинства, церковная дисциплина. Церковь он видел сообществом избранных (хотя избранничество не стало основной темой его экклезиологии как и Кальвин, он не выносил эту проблему за рамки христологических исследований). Вместе с тем его учение об избранничестве отличается известной противоречивостью; порой оно обретает схоластический и откровенно супралапсарианский дух.
В свете НЗ Беза считал пресвитерианское церковное устройство единственно возможным. Он разделял точку зрения Кальвина, согласно крой управление Церковью предусматривает служения пасторов, теологов, старейшин и дьяконов. Однако на практике, в сравнении с Кальвином, он требовал более жесткого церковного управления на всех уровнях и синодальном, и местном. Учение Безы о Церкви изложено в его трехтомном собрании сочинений "Теологические разыскания" (Tractationes Theologicae), прежде всего в " Возражениях... на разыскания о евангельском служении" (Ad Tractationem de Ministrorum Evangelii... Responsio), где он критикует англиканскую епископальную систему.
Среди других важнейших ученых трудов следует отметить издание греческогоНЗ в 1582 г. и трехтомную "Историю реформистских церквей... Франции " (Histoire ecclesiastique des eglises reformees... de France). Заботясь о благе Церкви, Беза издавал сборники проповедей, библейские комментарии, французский перевод псалмов для гугенотской Псалтири и, вместе с Кальвином, французский НЗ. Важную роль сыграл составленный им Символ веры.
J.H. HALL(nep. Ю.Т.) Библиография: ?. М. Baird. Theodore Beza: The Counsellor of the French Reformation. 15191605; J. S. Bray. Theodore Bezas Doctrine of Predestination; T. Maruyama, The Reform of the True Church: The Ecclesiology of Theodore Beza; J. Raitt, The Eucharistic Theology of Theodore Beza.