(Impassibility of God). Учение, согласно к-ром у ничто в тварном мире не в состоянии воздействовать на Бога или затронуть Его эмоционально.
Наличие страстей, учат томисты, предполагает некую потенциальность, а всякая потенциальность предполагает возможность изменений. Нереализованные же потенциал и изменчивость божества противоречат пониманию Бога как неизменного,трансцендентного, самосущего, самоопределяющегося и совершенного. К-ром е того, страдания несовместимы с совершенным божественным блаженством. В итоге "Тридцать девять статей" Англиканской церкви провозглашают Бога бестелесным, целокупным, бесстрастным.
Однако из подобных воззрений вполне может следовать, что Бог лишен всякой аффективности, присущей личности, и лишен agapi (любви). Поэтому уже на епископской конференции 1786г. слово "страсти" было опущено. А методиеты ограничиваются утверждением о бестелесном и целокупном Боге.
Эти две гипотезы о Боге бесстрастном и небесстрастном и вытекающие отсюда положения требуют проверки в свете свидетельств Св. Писания. Требуют проверки и выводы относительно других божественных атрибутов, вытекающие из этих гипотез.
В ВЗ рассказывается, как Бог носит Израиль на руках, подобно пастуху, заботящемуся о ягненке (Ис 40:11), дарует избавление и возрождение своим рассеянным детям (43:57). Любовь Его к людям сильнее, чем любовь матери к ее чаду (49:15); Он утешает людей подобно матери, утешающейдитя(66:13). Иисус постоянно обращается к Богу как к Отцу, показывая тем самым, что Бог лично заботится о своих детях, сотворив их и возрождая к новой жизни.
Антропоморфические выражения носят образный характер, однако образы эти отражают реальность. Бог Авраама, Исаака и Иакова способен на чувство; Он способен проявлять любовь и испытывать страдания отвергнутой любви. Отношения любви и страданий наглядно представлены в рассказе об уничиженном рабе Божьем (Ис 53). Чтото Богу нравится, ачтото нет. Богизливает праведный гнев на нечестивых, подвергающих Его народ гонениям (Ис 63:1 6), но Он и страдает вместе со своим народом: "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние" (Ис 63:9). Когда народ отворачивается от Него, это оскорбляет Св. Духа(Ис 63:10; Еф4:30).
Человеческий грех принес такую боль Небесному Отцу, что Он послал своего Сына в мир испытать человеческие страдания, принести себя в жертву и задожить основы Церкви. Отец глубоко страдал вместе с Иисусом за бедных, сирот, вдов и чужеземцев. Но Отец не умер на кресте. Он страдает, однако вопреки концепциям Китамори и Мольтманна не умирает, даже символически. Иисусу же, перед тем как основать свое Царство, пришлось многое претерпеть и быть отвергнутым "родом сим" (Лк 17:25). Если мы не ощущаем гнева Отца и агонии оставленного Отцом Сына, то мы не ощущаем пафоса Евангелия.
Д. Бонхеффер в "Письмах из тюрьмы" задается вопросом, не искал ли сам Иисус страданий, идя к людям? По его мнению, мы должны принять страдания вместе с Богом от рук безбожного мира. Христиане тем и отличаются от язычников, что пребывают рядом с Богом в Его страданиях. Дж. Робинсон заметил, что страдания произрастают из любви. Бог любит человека, поэтому Он допускает грех, терпит грех, но не радуется ему. Человек нравственный может ощутить зло только через страдания. Какой смысл в любви, края недорогого стоит? спрашивает Робинсон.
Вопреки мнению Д. Зелле, мы не поклоняемся безучастному Богу. Бог столь же совершенным образом использует силу своих эмоций, как силу воли и интеллекта. Бог не испытывает физической боли и тех чувств, крые не соответствовали бы другим Его атрибутам. У Бога не бывает неподконтрольных, несдержанных, неадекватных эмоций. Бог не страдает эмоциональными расстройствами. Да, всего этого у Бога нет. Однако у Него есть адекватный, здоровый, подконтрольный опыт чувств.
Зная, как проявился этот опыт в Иисусе, можно сказать, что Бог плачет с плачущими и радуется с радующимися.
Библейскиактивные, а не философскипассивные воззрения на другие атрибуты Бога позволяют избежать антиномии, крую Л. Ходжсон считает неразрешимой. Неизменность Бога не сводит живого, активного, личностного Бога на уровень безличного и статического начала. Библейскиактивные воззрения свидетельствуют о Боге, Который во всех своих мыслях, словах и поступках динамично движется по пути, соответствующему Его сущности и замыслам. Да, небесстрастность предполагает возможность изменений изменений, крые не отрицают ни одного из важнейших божественных атрибутов и пребывают в гармонии с библейскими воззрениями. Бог не только трансцендентен, но и имманентен; Он обращен к праведным и неправедным. Хотя один только Бог имеет жизнь в самом себе, Он даровал жизнь многим, чтобы вступить с ними в личные отношения. Совершенная радость Божья определенно реальна; при этом она неотделима от того, что Бог знает все беды и ценности творения. Очень трудно, по замечанию Китамори, принимать страдания как неизбежность. А вот страдания, произрастающие из любви, рождают силу и жизнь.
G.R.Lewis (пер. Ю.Т.) Библиография: J. О. Buswell, Jr.,Л Systematic Theology of the Christian Religion; J. Gill, Body of Divinity; V. A. Harvey, A Handbook of Theological Terms; L. Hodgson, For Faith and Freedom; K. Kitamori, Theology of the Pain of God; J. Y. Lee, God Suffersfor Us; G. R. Lewis, ZPEB, V, 53033; J. Moltmann, The Crucified God; J. K. Mozley, The Impassibility of God; H. W. Robinson, Suffering, Human and Divine; D. Sol le, Suffering; A. H. Strong, Systematic Theology; H. O. Wiley, Chrisnian Theology.
См. также: Бога, атрибуты.