Беспристрастность
Беспристрастность
Есть другая интеллектуальная добродетель - отстраненность или беспристрастность. Я рекомендую следующее упражнение: если в предложении, выражающем политическое мнение, встречаются слова, вызывающие сильные, но различные эмоции у разных читателей, попытайтесь заменить их символами A, B, C и так далее и забыть конкретный смысл символов. Предположим, что A является Англией, B - Германией, С - Россией. Пока вы помните, что обозначают эти буквы, большая часть того, во что вы верите, будет зависеть от того, кто вы - англичанин, немец или русский. Это логически неприемлемо.
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, «по правде», «не взирая на лица», независимо от предпочтений и интересов, к-рые удовлетворяются или ущемляются.
В отношении к людям Б. еще называется нелицеприятностью и практически выражается в одинаковом обращении со всяким в одинаковой ситуации. Противоположностью Б. является пристрастность, или лицеприятие. Б. как нелицеприятность проповедуется Моисеем - как требование к судье (Лев. 19:15), а христианскими апостолами — шире, как принцип отношения к людям вообще (Иак. 2:1-4). Наиболее простым нормативным инструментом Б. является золотое правило, благодаря к-рому обеспечивается потенциальная обратимость, или взаимность решений и действий. Более сложными инструментами Б. являются принцип универсал и зуем ости моральных суждений (см. Всеобщность), в частности в том виде, как он был сформулирован И.Кантом в первой формуле категорического императива, и близкий ему принцип «занавеса неведения» Дж.Ролза (см. «Теория справедливости»), согласно к-рому люди при принятии решений как бы не знают конкретных обстоятельств принятия решения и его осуществления и обязуются исходить только из общих рассмотрений. Ролз также строит модель Б., заимствуя у Д.Юма и А.Смита образ «идеального наблюдателя»: совершенно благожелательный и рациональный наблюдатель занимает такое положение, при к-ром он принимает решение, полностью игнорируя собственные интересы, обладая всей полнотой требуемой информации и силой мышления; в таком положении он равно доброжелателен к желаниям каждого и их удовлетворению. Косвенно, но определенно Б. проявляется в последовательности, или универсализуемости при принятии решений и совершении действий, что выражается в принятии одинаковых решений в отношении разных лиц в одинаковых обстоятельствах при твердой установке на то, что определенное действие, совершенное в отношении одного, будет совершено в отношении каждого. (
В то же время последовательность сама по себе не предполагает Б.: последовательной может быть пристрастность, так же как непоследовательность может быть беспристрастной.) Хотя в моральном контексте Б. упоминается как положительное качество, она сама по себе не является моральным качеством, или добродетелью: Б. не гарантирует правильных решений и действий, и некто может быть последовательным и совершать неправильные поступки, не нарушая критерия универсализуемости. Отсюда понятна ошибочность приравнивания Б. к справедливости (как это делал Т.Гоббс, рассматривая Б. в качестве частного случая дистрибутивной справедливости) и честности, которые представляют собой добродетели. Тем не менее Б. требуется моралью, и как действительная характеристика решений и действий Б. является одним из необходимых условий рациональности действий и соблюдения моральных норм и правил. Вопрос о Б. решений и действий не возникает, когда нет сомнения относительно их рациональности и правильности. Например, многие благотворительные, помогающие или заботливые действия осуществляются на основе частных предпочтений, и в этом смысле о них нельзя сказать, что они беспристрастны, но требование Б. в таких случаях просто неуместно. Б. актуальна как мера предотвращения зла; Б. недейственна (недостаточна) как средство обеспечения добра. Тем не менее требование Б. как индивидуальная нравственная задача оказывается различным в рамках незаинтересованного отношения к другим, с одной стороны, и доброжелательного, дружеского, тем более милосердного отношения, — с другой. Здесь Б. предполагает не только способность человека к эмпатии и отзывчивости, но и умение совмещать доброжелательность и милосердную заботу с объективностью. Б. тем самым не должна смешиваться с безличностью, на что указал в полемике с утилитаризмом Ролз.
В современной лит-ре высказывается положение, что методологически и нормативно-этически корректно рассматривать Б. как характеристику решений и действий не только в их отношении к отдельному лицу, но в соотнесенности с интересами определенной группы (Б.Герт). Обычно при рассуждении о Б. предполагается, что принятие решений и совершение действий не обусловлены частным интересом самого субъекта решения или действия. Более строгий анализ предполагает, что Б. заключается также в том, чтобы решения и действия были свободны от влияния третьих лиц как таковых, а также членов определенных групп (по какому бы признаку они ни выделялись: родственному , дружескому, профессиональному, гендерному, этническому, расовому, конфессиональному, компатриотическому и т.п.). Лит.: Ролз Дж. Теория справедливости (§ 24,30]. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Gert В. Moral Rules: A New Justification of the Moral Rules (Ch. 5. Impartiality]. New York; Oxford: Oxford U.P., 1988. P. Г.Апресян
В отношении к людям Б. еще называется нелицеприятностью и практически выражается в одинаковом обращении со всяким в одинаковой ситуации. Противоположностью Б. является пристрастность, или лицеприятие. Б. как нелицеприятность проповедуется Моисеем - как требование к судье (Лев. 19:15), а христианскими апостолами — шире, как принцип отношения к людям вообще (Иак. 2:1-4). Наиболее простым нормативным инструментом Б. является золотое правило, благодаря к-рому обеспечивается потенциальная обратимость, или взаимность решений и действий. Более сложными инструментами Б. являются принцип универсал и зуем ости моральных суждений (см. Всеобщность), в частности в том виде, как он был сформулирован И.Кантом в первой формуле категорического императива, и близкий ему принцип «занавеса неведения» Дж.Ролза (см. «Теория справедливости»), согласно к-рому люди при принятии решений как бы не знают конкретных обстоятельств принятия решения и его осуществления и обязуются исходить только из общих рассмотрений. Ролз также строит модель Б., заимствуя у Д.Юма и А.Смита образ «идеального наблюдателя»: совершенно благожелательный и рациональный наблюдатель занимает такое положение, при к-ром он принимает решение, полностью игнорируя собственные интересы, обладая всей полнотой требуемой информации и силой мышления; в таком положении он равно доброжелателен к желаниям каждого и их удовлетворению. Косвенно, но определенно Б. проявляется в последовательности, или универсализуемости при принятии решений и совершении действий, что выражается в принятии одинаковых решений в отношении разных лиц в одинаковых обстоятельствах при твердой установке на то, что определенное действие, совершенное в отношении одного, будет совершено в отношении каждого. (
В то же время последовательность сама по себе не предполагает Б.: последовательной может быть пристрастность, так же как непоследовательность может быть беспристрастной.) Хотя в моральном контексте Б. упоминается как положительное качество, она сама по себе не является моральным качеством, или добродетелью: Б. не гарантирует правильных решений и действий, и некто может быть последовательным и совершать неправильные поступки, не нарушая критерия универсализуемости. Отсюда понятна ошибочность приравнивания Б. к справедливости (как это делал Т.Гоббс, рассматривая Б. в качестве частного случая дистрибутивной справедливости) и честности, которые представляют собой добродетели. Тем не менее Б. требуется моралью, и как действительная характеристика решений и действий Б. является одним из необходимых условий рациональности действий и соблюдения моральных норм и правил. Вопрос о Б. решений и действий не возникает, когда нет сомнения относительно их рациональности и правильности. Например, многие благотворительные, помогающие или заботливые действия осуществляются на основе частных предпочтений, и в этом смысле о них нельзя сказать, что они беспристрастны, но требование Б. в таких случаях просто неуместно. Б. актуальна как мера предотвращения зла; Б. недейственна (недостаточна) как средство обеспечения добра. Тем не менее требование Б. как индивидуальная нравственная задача оказывается различным в рамках незаинтересованного отношения к другим, с одной стороны, и доброжелательного, дружеского, тем более милосердного отношения, — с другой. Здесь Б. предполагает не только способность человека к эмпатии и отзывчивости, но и умение совмещать доброжелательность и милосердную заботу с объективностью. Б. тем самым не должна смешиваться с безличностью, на что указал в полемике с утилитаризмом Ролз.
В современной лит-ре высказывается положение, что методологически и нормативно-этически корректно рассматривать Б. как характеристику решений и действий не только в их отношении к отдельному лицу, но в соотнесенности с интересами определенной группы (Б.Герт). Обычно при рассуждении о Б. предполагается, что принятие решений и совершение действий не обусловлены частным интересом самого субъекта решения или действия. Более строгий анализ предполагает, что Б. заключается также в том, чтобы решения и действия были свободны от влияния третьих лиц как таковых, а также членов определенных групп (по какому бы признаку они ни выделялись: родственному , дружескому, профессиональному, гендерному, этническому, расовому, конфессиональному, компатриотическому и т.п.). Лит.: Ролз Дж. Теория справедливости (§ 24,30]. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Gert В. Moral Rules: A New Justification of the Moral Rules (Ch. 5. Impartiality]. New York; Oxford: Oxford U.P., 1988. P. Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001