понятие, сформировавшееся в процессе борьбы материализма против ре-лиг. понимания мира как божеств. творения. Уже у др.-греч. мыслителей 6 в. до н. э. Анаксимандра и Анаксимена была идея о беспредельности изначальной материальной первоосновы мира. Античные атомисты Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар были убеждены, что Вселенная бесконечна, ибо в ней в беспредельной пустоте бесчисленное множество вечно существующих мельчайших неделимых частиц — атомов, к-рые движутся во всех направлениях, образуя в результате столкновений и соединений бесчисленные миры. В Новое время Д. Бруно, Б. Спиноза, отвергая пустоту, считали, что основу мира составляет извечная, беспредельно протяженная, внутренне активная материальная субстанция, дающая начало бесчисленным вещам. Они выражали эту идею в форме пантег гма, отождествляя природу с огом. В 1677 вв. под влияю ,м успехов механики, acTpoifo^ .я, физики среди большинства м ;лителей-марериа-листов ут. 1ерв шась механис.яч. концепция Б. м. Она прк знавала существованиь не имеющего чи начала, ни конца во времени беспредельно протяженного пространс ва, в к-ром движутся состоят из неразрушимых атомов разлк ные по размерам тела и их си ,е-мы. Механистич. концепция с ра-жала реальную Б. м. ynpoiut IHO, абсолютизируя количеств, аспект и оставляя в стороне качеств, многообразие материи. Марксистское понимание Б. м. вытекает из обобщения всех достижений естествознания. Б. м. проявляется в неисчерпаемом качеств, многообразии видов движущейся материи, структурных уровней ее самоорганизации, в многообразии присущих ей форм движения, пространства и времени, свойств и законов, в не имеющем ни начала, ни конца существовании материи и ее атрибутов.