Бернштейн, Эдуард
Bernstein, Eduard) (1850-1932) - Германский социал-демократ, литературный наследник Энгельса, ведущий теоретик эволюционного социализма. Берншейн жил в Лондоне в 1888-1901 гг. и был связан с английским фабианским движением. В конце 1890-х годов Б. разработал теорию постепенного, эволюционного движения к социализму. В 1899 г. опубликовал "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии", которая подверглась резкой критике со стороны левых и центра германской С.-Д. партии. Пацифист во время войны, Б. был в руководстве центристской USPD. После войны вернулся к SPD и в 1919 году стал членом контрреволюционного социал-демократического правительства.
Источник: Исторический справочник русского марксиста
Бернштейн Эдуард
(1850—1932) — нем.- социал-демократ, основоположник исторически первой систематической формы ревизионизма и реформизма в революционном рабочем движении. В своих статьях под общим заголовком «Проблемы социализма» (1897—98) он подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политической экономии, теории научного социализма. Провозгласив лозунг: «Назад к Канту», Б. отказался от последовательно материалистического решения осн. вопроса философии. Он отождествлял марксистскую диалектику с гегелевской. Б. отрицал самую возможность научного социализма. Социализм, по Б., является лишь морально-этическим идеалом. Отвергая идею диктатуры пролетариата, он проповедовал теорию затухания классовой борьбы и признавал единственной задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда его известная фраза: «Конечная цель — ничто, движение — все» В борьбе против ревизионистских взглядов Б. в области философии большое значение имели выступления Плеханова. Разоблачение рус. последователей Б. — «экономистов» и меньшевиков, а также международного ревизионизма было осуществлено Лениным.
Источник: Философский словарь. 1963
БЕРНШТЕЙН Эдуард
16 января 1850, Берлин—8 декабря 1932, Берлин)—видный деятель немецкой социал-демократии, идеолог ревизии марксизма, теоретик реформизма. Окончил Коммерческую школу в Берлине, работал банковским служащим. В 1872 вступил в СДПГ, в 1878 эмигрировал в Швейцарию, где сотрудничал с «Die Zukunft», в 1880 стал редактором «Sozialdemokrat», в 1888 вынужден был переехать вместе с редакцией в Англию. В 1901 вернулся в Германию, где прожил до конца жизни. Свои взгляды о пересмотре марксизма он изложил в серии статей «Проблемы социализма» (1896—98), а затем в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgabe der Sozialdemokratie. Stuttg., 1899; рус. пер. M., 1901). Октябрьскую революцию Бернштейн не принял, во время Германской революции 1918 был заместителем министра финансов, не признавал экспроприацию частной собственности, позже выступал в защиту Веймарской республики, составил новую программу СДПГ, в которой изложил суть «эволюционного социализма». Бернштейн не считал Маркса философом (как и себя), а гегелевскую диалектику оценивал как «безжизненную спекуляцию». Марксов материализм, по его мнению, ведет к фатализму, пренебрежению духовными процессами, тогда как социальное освобождение обусловлено совершенствованием моральных и правовых норм. В работе «Возможен ли научный социализм» (Wie ist der wissenschaftliche Sozialismus moglich. B., 1901; рус, пер. Одесса, 1906) он говорил о невозможности обоснования научного социализма, который не должен трактоваться как историческая закономерность, ибо представляет собой стремление людей к идеалу. Поскольку цель движения — идеал, постольку она недостижима. Этот тезис является обоснованием лозунга Бернштейна: «Цель—ничто, движение—все».
Лит.: Die Bernstein-Debatte, Die polit-ideologischen Stromungen und die Parteiideologie in der Sozialdemokratischen Partei Deutschland. 1898-1903. Helsinki, 1994.
M. A. Xeaewu
Источник: Новая философская энциклопедия
БЕРНШТЕЙН Эдуард
6.1.1850, Берлин - 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в к-ром пропагандировались реформистские и филос.-идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161-75). Под влиянием этой критики Б. временно отошел от реформизма, был редактором ЦО с.-д. партии «Der Sozialdemokrat» (1881-90).
После смерти Энгельса Б. под влиянием тредюнионизма, англ. бурж. экономич. лит-ры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв. «Проблемы социализма», опубл. в 1896- 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн. «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистич. диалектики, к-рую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастрофизма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» - теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, отвергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. социализма, к утверждению, что социализм - это только этич. идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать произ-во и пролет. революция может привести лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - все»).
В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 - 3, 1907 - 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошел к правому крылу нем. с.-д.; был противником Окт.революции 1917 в России.
Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург.
Источник: Советский философский словарь
БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД
Bernstein), Эдуард (6 янв. 1850 – 18 дек. 1932) – нем. социал-демократ, идеолог реформизма и ревизионизма. Вначале находился на позициях мелкобурж. демократии. До 1878 сотрудничал в журнале "Zukunft", право-оппортунистич. программа к-рого была подвергнута беспощадной критике Марксом и Энгельсом ("Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. [17–18 сент. 1879], в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, М., 1953). Под влиянием этой критики Б. "стал революционным социал-демократом... по крайней мере до смерти Энгельса в 1895 году" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 327), хотя рецидивы оппортунизма проявлялись у него и в этот период. С 1879 до отмены исключительного закона против социалистов Б. был редактором нелегальной газ. "Sozial-Demokrat", издававшейся сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне. В 1897–98 Б. поместил в "Die neue Zeit" ряд статей под общим заголовком "Проблемы социализма", в к-рых подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политич. экономии, теории науч. социализма и пролет. революции. Провозгласив лозунг "назад к Канту", Б. отказался от последовательно материалистич. решения осн. вопроса философии. "Материалист, – писал он, – тот же кальвинист, только без Бога" ("Исторический материализм", СПБ, 1901, с. 7). Признание определяющего характера способа произ-ва, по его мнению, – односторонняя точка зрения, к-рую надо дополнить учетом взаимодействия различных факторов, среди к-рых экономич. отношения не обязательно оказываются решающими. Б. отрицал науч. значение материалистич. диалектики, отождествляя ее с гегелевской диалектикой и рассматривая только как метод умозрит. спекуляций. Б. пытался доказать равноправность марксовой теории стоимости и прибавочной стоимости с пресловутой теорией "предельной полезности" австр. школы, отрицал концентрацию капитала в пром-сти и особенно в с. х-ве, растущую нищету, пролетаризацию и обострение капиталистич. противоречий. Б. отрицал самую возможность науч. социализма, т.к., по его мнению, наука описывает то, что есть, представления же о социализме относятся к тому, что будет, и являются лишь неким морально-этич. идеалом. Безусловно отвергая идею диктатуры пролетариата на том основании, что пролетариат якобы неспособен организовать произ-во на социалистич. началах и пролет. революция поэтому может привести только к хаосу и разрушению производит. сил, Б. проповедовал теорию затухания классовой борьбы в бурж. обществе и признавал единств. задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда известная фраза: "Конечная цель – ничто, движение – все!" ("Очерки из истории и теории социализма", СПБ, 1902, с. 220–22 и 223–24). Все эти теоретич. рассуждения Б. были направлены на обоснование политич. требования, согласно к-рому с.-д-тия должна была превратиться из партии социальной революции в либерально-демократич. партию социальных реформ. Сообразно своим ревизионистским воззрениям Б. фальсифицировал наследство основоположников марксизма (напр., изданная им в 1915 переписка Маркса и Энгельса) и историю рабочего движения ("История рабочего движения в Берлине", 1907–1910, брошюра о Лассале, мемуары "В годы моего изгнания", 1917). Вся последующая деятельность Б. была направлена на борьбу против революц. марксизма. Во время 1-й мировой войны Б. занимал центристскую позицию вместе с Каутским и Гаазе. В 1917 г. принимал участие в создании Независимой с.-д. партии, но уже в 1919 г. открыто перешел на сторону шейдемановцев. После Октябрьской революции в России, являясь сторонником крайне правого крыла герм. с.-д-тии, вел идеологич. борьбу против ленинизма и социалистич. строительства в СССР. Большое значение имели выступления Плеханова против ревизионистских взглядов Б. в области философии. В борьбе против рус. последователей Б. – "экономистов" и меньшевиков – и междунар. ревизионизма в рабочем движении В. И. Ленин до конца разгромил бернштейнианство. Соч.: Zur Geschichte und Theorie des Sozialismus, B., [1919]; Erinnerungen eines Sozialisten, В., 1918; Die deutsche Revolution, Bd 1, [2 Aufl.], В. – Fichtenau, 1921. Соч. в рус. пер.: Проблемы социализма и задачи социал-демократии, М., 1901; Возможен ли научный социализм?, Одесса, 1906; Социализм и демократия в Великой английской революции, М.–П., 1924. Лит.: Ленин В. И., Разногласия в европейском рабочем движении, Соч., 4 изд., т. 16; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же. Марксизм и реформизм, там же, т. 19. См. также лит. при ст. Бернштейнианство. Б. Пышков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932)
теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881—90 редактировал центральный печатный орган социал-демократической партии газету "Социал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Независимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала. Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения: "Проблемы социализма" (серия статей, 1896—1898), "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социализма. Сборник статей" (1890-1899), "В защиту свободы науки. Сборник статей" (1898—1899), "Возможен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др. В конце 19 в. Б. поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации. Б. призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, — эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой. По мнению Б., процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "демократизации капитала", т.к. распространение акций является средством для совладения собственностью для широких слоев населения. Б. пытался доказать, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой совпадают с интересами большинства общества. В вопросе собственности Б. придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепенное обобществление, под которым Б. понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", основанных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мелкие и средние предприятия, но исходной формой социалистических общественных отношений считал кооперацию, кооперативную собственность, а не огосударствление средств производства и т.н. общественное присвоение, которое "имело бы последствием безграничную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособляемости капитализма, результатом которых является изменение содержания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних предприятий, повышение и выравнивание жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возможность создания на производстве самоуправленческих структур и т.д. В развитии демократии Б. видел не только средство, но и цель, сущность социализма. Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи социал-демократии: постепенная социализация частной собственности, демократизация общественных институтов, т.к. партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие свидетельствует о стабилизации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политической революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необходимом и достаточном средстве переустройства экономики на социалистических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем. Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революционными марксистами, лозунг "конечная цель — ничто, движение — все", в содержание которого сам Б. вкладывал следующее: чтобы придти к "конечной цели" — к социализму — необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс должен созреть до своей эмансипации), которые создаются лишь в процессе "движения". Поэтому марксистское понимание социализма, в котором политическое и экономическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, лишенной конкретно-исторического содержания схемой. Эти мысли были продолжены Б. в работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение социализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, т.к. социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественнонаучного знания обосновать, что общественный строй, за установление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и доказательству, ибо основа всякой действительной науки — опыт, которого социалистическая доктрина не имеет: "...Поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы достаточно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представлений о социализме". Взгляды Б. на теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикальным крылом этого движения — революционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.). в среде которых ревизия Б. отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа — как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и социализма вообще. У Б. было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции — мильеранисты, в России — "легальные марксисты" (Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал-демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в социалистической теории. Его идеи легли в основу концепции демократического социализма — наиболее распространенной теории социалистического реформаторства.
Е.М. Прилепко
Источник: Новейший философский словарь