(Bernardus Claraevallensis, Bernard de Clairvaux, 1090/91, Фонтен, близ Дижона, – 1153, Клерво) – церковный деятель, проповедник, мистический теолог, святой католической церкви. В 1115 основал монастырь Клерво и оставался его аббатом до конца своих дней, принимая при этом активное участие в политической и церковной жизни. Б.К. путешествовал с инспекцией дочерних монастырей, давал советы государям и епископам, высказывал свое мнение по богословским вопросам. Цистерцианский орден распространился при нем по всей Европе. Проповедь Б. К. сыграла заметную роль в организации второго Крестового похода. В 1140 на Санском соборе его обвинения определили дальнейшую судьбу П. Абеляра, а в 1148 Б.К. выступил с обвинениями против Гильберта Порретанского на соборе в Реймсе. Основные сочинения Б.К. – проповеди на Песнь песней, на праздники календарного года и на отдельные темы, письма, а также ряд богословских трактатов, в том числе «О ступенях смирения и гордыни», «О благодати и свободном произволении», «О любви к Богу», «О размышлении». К числу трактатов относят также письмо Б.К. «Об ошибках Петра Абеляра», адресованное папе Иннокентию II. Основными источниками богословия Б.К. были Вульгата, сочинения Аврелия Августина и Григория Великого. Б.К. интересовали не столько отвлеченные теологические проблемы, занимавшие его современников-схоластов, сколько практические вопросы монашеской дисциплины и молитвенной жизни, задачи укрепления церкви, борьбы с ересями. Он ощущал противоречие между созерцательной молитвенной жизнью монаха и активной церковно-политической и административной деятельностью и даже назвал себя в одном из писем «химерой своего времени» – не мирянином, но и не клириком, человеком, носящим монашеские одежды, но давно оставившим монашеский образ жизни. Задачи нахождения равновесия между созерцанием и действием, вопросы практической философии Б. К. изложил в трактате «О размышлении», представляющем собой пять наставительных писем, адресованных бывшему послушнику Б.К., папе Евгению III. Согласно Б.К., практическое философское размышление в итоге ведет к созерцанию Бога. В трактате «О благодати и свободном произволении» он провел детальный анализ соотношения воли, разума и благодати, повлиявший в дальнейшем на схоластическую философию. Его сочинения демонстрируют основные черты религиозной жизни XII в. – личное, очень эмоциональное благочестие, противопоставление внутреннего религиозного опыта внешним проявлениям веры. Главное произведение Б.К. – цикл проповедей на Песнь песней – являет собой аллегорическое прочтение этой библейской книги как мистического диалога между Христом и душой, что соответствует традиции, идущей от Оригена. Здесь Б.К. говорит не на языке понятий, а на языке образов, аллегорий. На современников он производил огромное впечатление силой своего проповеднического таланта, мастерством красноречия, даром убеждать. Глубокое влияние Б.К. испытала на себе как позднейшая теология Средневековья (Бонавентура, И. Экхарт и др.), так и теология раннего Нового времени. В частности, его высоко чтили реформаторы Ж. Кальвин и М. Лютер, а в XVII в. – Б. Паскаль.
Соч.: Правила святой жизни. СПб., 1894; Opera. V. 1–8. Roma, 1957. Лит.: Герье, В. Западное монашество и папство. М., 1913; Gilson, Е. La théologie mystique de Saint Bernard. P., 1947; Schmidt-Pauli, E. v. Bernard von Clairvaux. Ein Lebensbild. В., 1953. Д.К. Маслов