(Berkhof, Louis,
18731957). Теолог Христианской реформатской церкви. Родился в Эммене (Нидерланды); в 1882 г. переехал с семьей в ГрандРапидс (Мичиган). Получив дипломы в Кальвиновском колледже (1897) и Кальвиновской теологической семинарии (1900), Беркхоф был рукоположен в пасторы Христианской реформатской церкви. После двухлетнего пасторства в Аллендейле (Мичиган) он учился два года в Принстонской теологической семинарии, где получил в 1904 г. степеньбакалавра теологии. Вернувшись в ГрандРапидс, служил два года в Христианской реформатской церкви Окдейлпарка.
С 1906 по 1944 г., в течение 38 лет, Беркхоф преподавал в Кальвиновской теологической семинарии. В 1931 г., не прекращая преподавания, стал первым директором семинарии и оставался в этой должности до своей отставки в 1944 г. Первые 20 лет Беркхоф читал лекции по библеистике, по ВЗ и НЗ (поеле 1914 только по НЗ). С 1926 г. 18 лет преподавал догматику (систематическую теологию). Беркхоф наиболее известен именно в этой области.
В 1924 г.преподавание в Кальвиновской семинарии стало вестись на английском языке; публикации Беркхофа предназначались в помощь студентам. В 1932 г. он издал двухтомник своих лекций "Реформатская догматика" (ReformedDogmatics), крый позже (1938) в значительно переработанном и расширенном виде был напечатан в одном томе, составившем 784 страницы, под названием "Систематическая теология" (Systematic Theology). Именно этот труд принес ему наибольшую известность и был признан классическим. В нем представлены шесть основных областей систематической теологии. В дополнение к этому тому Беркхоф написал "Введение в систематическую теологию "(Introductory volume to Systematic Theology, 1932), впоследствии также переработанное и расширенное. Еще одним дополнением к "Систематическойтеологии" стала "История христианских учений" (History of Christian Doctrines, 1937), в крой он проследил развитие христианского вероучения от апостольских отцов до либеральных ученых Шлейермахера и Ритчля.
Основной труд Беркхофа выдержан в духе Кальвина. В своем изложении реформатской теологии автор следует линии голландских теологов А. Кейпера и Г. Бавинка; особенно заметно влияние четырехтомного труда Бавинка "Реформатская догматика" (Gereformeerde Dogmatiek). Беркхоф не создал оригинальной или спекулятивной теологии, он шел уже проторенным путем. Главное его достижение в том, что он выявил все богатство реформатской теологии, сравнив ее с другими главными учениями в христианской истории. Книгам Беркхофа присуща основательность; удачное построение материала позволяет успешно использовать их и в аудитории, и для самостоятельных занятий. "Систематическая теология" широко используется в теологических семинариях и библейских институтах США и Канады; ее высоко ценят в консервативных кругах разных стран. В 1969 г. вышел ее испанский перевод.
В 1921г. Беркхоф прочитал цикл Стоуновских лекций в Принстонской теологической семинарии; они опубликованы под названием "Царство Божье" (The Kingdom of God, 1951). Он принимал активное участие в церковной жизни и много писал наденоминационныетемы. Особого внимания заслуживают монографии: "Незыблемостьверы" (TheAssuranee of Faith. 1928), "Заместительное искупление во Христе" (VicariousAtonement through Christ, 1936), "Принципы библейского толкования" (Principles of Biblical Interpretation, 1950), "Аспекты либерал изма" (Aspects of liberalism, 1951), "Второе пришествие Христа" (The Second Coming of Christ, 1953), а также книга "Сокровища божественной благодати" (Riches of Divine Grace, 1948), края включает десять проповедей.
F.Н. klooster(пер. Ю.Т.) Библиография: R De Klerk, ed.,A Bibliography of the Writings of the Professors of Calvin Theological Seminary.
См. также: Реформатская традиция; Кейпер, Абрахам; Бавинк, Герман.