род. 12 янв. 1729, Дублин - ум. 8 июля 1797, Бэконсфилд) - англ, государственный деятель и эстетик. С консервативных позиций критиковал Франц. революцию ("Reflections on the revolution in France", 1790); основатель психологической эстетики, которая проводит резкое различие между прекрасным и возвышенным и связывает первое со стремлением к общению, а последнее - с инстинктом самосохранения ("А philosophical inquiry into the origin of our ideas on the sublime and beautiful", 1756).
БЕРК ЭДМУНД
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Burke) Эдмунд (1729—97) — англ. публицист и эстетик, представитель Просвещения (Просвещения эстетика). В работе «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) подытожил распространившиеся в совр. ему англ. эстетике представления о чувственном характере эмоционально воспринимаемого людьми окружающего мира и развил ряд эстетических положений на основе принципов деизма и материалистически трактуемого сенсуализма. Б. рассмотрел объективные основы прекрасного и связал их с встречающимися у людей проявлениями чувства симпатии и бескорыстной любви, а также с ослаблением напряжения, «размягчением», «томлением» и т. и. Возвышенное определялось им с помощью связи представлений о прекрасном с эстетическими нормами, воспитываемыми у людей с рождения и подчиняемыми общественному благу, к-рое Б. трактовал отвлеченно. Значительное место в эстетике Б. занимает проблема вкуса. Он рассматривал эстетический вкус как проявление трех наиболее очевидных и естественных способностей человека: чувства, воображения и способности суждения. Б. не сводил его к однозначному, рационально трактуемому понятию, подчеркивая, что во вкусе отражаются как общность всех людей, так и особенности каждого человека. В философско-эстетических воззрениях Б. прослеживается соединение результатов анализа мыслительных способностей человека и его реакций на переживаемое удовольствие, аффектацию, на проявление нравов и поступков др. людей. Эстетические идеи Б. оказали воздействие на эстетику Лессинга, Шил-лера. Канта
Источник: Эстетика: Словарь
Burke), Эдмунд (12 янв. 1729 – 8 июля 1797) – англ. политич. деятель (виг) и философ. Исходя из сенсуализма Локка, Б. в "Философском исследовании относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном" ("A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", 1757) дал основанный на данных эмпирич. психологии анализ категорий прекрасного и возвышенного. Эмоциональным источником переживания прекрасного, по Б., является наслаждение, а возвышенного – страдание и страх. В самих вещах имеются объективные условия, делающие их источниками соответств. эстетич. эмоций. Прекрасному, напр., соответствуют такие свойства вещей, как гладкость, округлость и др. В качестве социальных мотивов чувства прекрасного Б. отмечает наслаждения, связанные с общительностью, симпатией. Трактат Б. оказал влияние на нем. эстетику, в частности на учение Лессинга, Гердера, Шиллера, Канта и др. К концу жизни Б. пришел к крайне реакц. политич. взглядам; в 1790 опубликовал памфлет "Размышления о революции во Франции" ("Reflections on the revolution in France"), направленный против франц. бурж. революции. Соч.: The works of the right honourable..., ed. by F. Laurence and W. King, v. 1–16, L., 1803–27. Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 2, [2 изд., М., 1915], с. 80–90; Трофимов П. С, Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка, в сб.: Из истории эстетической мысли нового времени, М., 1959; Mс Cunn J., The political philosophy of Burke, L., 1913. Б. Быховский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
12 января 1729, Дублин—9 июля 1797, Биконсфилд) — британский политический философ и эстетик, политический деятель и публицист. Ирландец по происхождению. В 1766—94 член Палаты общин (виг). В 1755 анонимно опубликовал пародию «Оправдание естественного общества...» (A Vindication of Natural Society...), направленную против проникнутых духом вольнодумства и религиозного скептицизма «Философских опытов» Г. Болингброка. Доводя идеи рационально-утопической критики государства, религии, права, нации, общественной иерархии до абсурда, пытался показать их бесплодность и разрушительность, однако двусмысленность в изображении Берком противоречий и нелепостей существующего общества заставила многих читателей вопреки желанию автора принять пародию как критику общественных установлении. Подлинной целью Берка было оправдание исконных традиций и социальных институтов (патриархальная семья, община, церковь, гильдия и др.), которые как проявления «естественного закона» «вырастают» в ходе естественного процесса (описываемого им в терминах биологии). Сторонник «мудрости» и незыблемости традиционных установлений, Берк рассматривал «право давности» как движущее начало органичного общественного устройства, образец которого он видел в английской конституции. Опираясь на традиционное толкование английского обычного права как охраняющего привилегии граждан от беззаконных посягательств властей, с одной стороны, и мятежников—с другой, Берк отстаивал принципы английской революции 1686—89, признавал за восставшими американскими колониями право на самозащиту и независимость и в то же время резко выступал против французских революционеров-якобинцев, в деятельности которых он усматривал попытку реализации абстрактных построений идеологии Просвещения. В памфлете «Размышления о революции во Франции...» (Reflections on the Revolution in France... 1790; рус. пер. 1993) он призывал к «контрреволюции», консолидации всех сил Европы в борьбе против якобинства. Ожесточенная полемика вокруг памфлета (ок. 40 «ответов» публицистов Берку, среди которых самый известный — Т. Пенна) вызвала поляризацию общественного мнения в Англии по отношению к Великой французской революции (и как следствие—раскол в 1791 партии вигов).
В своей эстетической концепции Берк опирался на идеи английской эстетики 18 в. В духе сенсуализма Локка единственным источником эстетических идей признавал чувства. В основе прекрасного лежит чувство наслаждения, в основе возвышенного—неудовольствие; встреча с возвышенным сталкивает человека с реальностью, порождает в нем ощущение ужаса и беспомощности перед лицом огромного, непостижимого и могущественного (т. е. божественного).
Влияние идей Берка было противоречивым: если либералы видели в нем защитника общественных свобод и свободной торговли, двухпартийной системы, права на самоопределение, то идеологи консерватизма опирались на его феодально-консервативную концепцию политической власти и критику Просвещения (Л. Бональд, Ж. де Местр, С. Колридж, Ф. Савиньи). Современные неоконсерваторы объявили Берка «пророком консерватизма».
Соч.: The Works, v. 1-12. Boston, 1894-99; The Speeches, v. 1-4. L., 1816; The Correspondence, v. 1—10. Cambr.-Chi., 1958—78; Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979; Защита естественного общества.—
Источник: Новая философская энциклопедия