(1578–1664) – франц. физик и философ. Жил в Италии, где преподавал с 1628 в Пизе, а с 1640 – в Падуанском ун-те. В соч. "Пизанский кружок" ("Circulus Pisanus", Utini, 1643) Б., объясняя явления природы, пытался соединить идею разнокачественности частиц материи (в чем он опирался на Анаксагора) с механистич. атомизмом. Материя – бесконечное количество качественно разнообразных атомов сферич. формы; все изменения в мире – результат их движения, к-рое Б. понимал как перемещение в пространстве. В этом же соч. он писал о корпускулярной природе света. В работе "Диалоги Галилея о неподвижности Земли" ("Dubitationes in dialogum Galilaei", Florentiae, 1632) Б. оспаривал у Галилея приоритет открытия закона падения, считая, что Галилей привел не все доказательства движения Земли. Выступил против нек-рых физич. представлений Аристотеля, считая, что источник движения субстанции лежит в ней самой. Инквизиция преследовала Б. за отступления от положений Аристотеля, канонизированных церковью. Лейбниц обвинял Б. в атеизме, причисляя его к аверроистам (G. W. Leibniz, Essais de Th?odic?e sur la bont? de Dieu, v. 1, Amst., 1710). Лит.: Васильев С. Ф., Из истории научных мировоззрений (Сб. статей), М.–Л., 1935, с. 40–51; Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, 1903; Ritter H., Geschichte der Philosophie. Hamb., 1850–52; Lasswitz K., Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton, Bd 1, Hamb. – Lpz., 1890, с 487–98. Г. Зельманова. Ленинград.