БЕНТАМ Иеремия

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бентам, Иеремия
известный английский юрист и философ, основатель утилитаризма - учения, по которому принципом нравственности является наибольшая польза возможно большего числа людей. В дальнейшем Бентам пришел к убеждению, что в политике этому принципу соответствует только демократия, как форма правления, основанная на воле большинства. Абсолютная или даже ограниченная монархия, при которой управляет меньшинство, является противоестественной тиранией. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Бентам (Bentham) Иеремия
1748-1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма. В сочинении «Деонтология, или Наука о морали» (1834), утверждает руководящим этическим принципом поведения принцип полезности. Нравственный идеал, по Бентаму, – «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали – «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. Впервые вводит в этику понятие «деонтология».

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

БЕНТАМ Иеремия
английский философ-моралист, юристу основоположник утилитаризма в этике. По мысли Бентама, мораль и законодательство есть искусство регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. В этой связи высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. Критически относился к теории естественного права, утверждающей, что люди независимо от конкретных социальных условий обладают некоторой совокупностью неотчуждаемых прав, обусловленных их естественной природой.
Даты жизни. Родился 15.2.1748 в Лондоне. Умер 6.6.1832 в Лондоне.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ

английский юрисконсульт и философ (Лондон, 1748—1832). Ученик Гоббса и предшественник Оуэна и Дж. Ст. Милля; его «утилитаристская» мораль стремится обеспечить «больше счастья большему количеству людей». Она развивает, в частности, «арифметику удовольствий», предназначенную для обеспечения как можно большей суммы счастья. Его законодательная деятельность оказал;: глубокое влияние на развитие преподавания и на реформу законов в пользу бедных. Его произведения: «Введение в основы морали и законодательства» (1789), «Трактат о граж данском и уголовном законодательстве» (1802), «Деонтология»(1834).

Источник: Философский словарь

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
род. 15 февр. 1748, Лондон - ум. 6 июня 1832, там же) - англ, философ, видный представитель утилитаризма. Мораль, а также законодательство он определяет как искусство регулировать человеческие поступки т. о., чтобы они приносили как можно больше счастья ("The great is possible quantity of happiness"). Согласно Бентаму, высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. Бентам ввел в литературу понятие "интернациональный". Осн. произв.: "Introduction to the principles of moral and legislation", 1830 (рус. пер. "Введение в основания нравственности и законодательства", СПБ, 1867).

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ
(1748-1832) - выдающийся английский философ, основоположник утилитаризма. Он стремился придать этике и праву такую же строгую форму, какой обладает физика. С этой целью Бентам предложил подсчитывать сумму полезностей, с тем чтобы добиться максимального счастья для наибольшего числа людей. Его подход был очень конкретным и исключал всякий априоризм. На первый взгляд этот подход казался едва ли не наивным, лишенным глубоких спекулятивных интуиции. В действительности же он решающим образом способствовал развитию целого ряда прагматических наук, особенно экономики и этики. Бентам И. Введение в принципы нравственности и законодательства. М., 1998.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Бентам Иеремия
 (1748—1832) — англ. моралист и правовед. В своей этической теории Б. сводил мотивы поведения к удовольствию и страданию, а моральность — к полезности поступка (Утилитаризм). Моральность, по Б., может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в результате к.-л. поступков. Метафизичность и механицизм в понимании нравственности («моральная арифметика») дополнялся у Б. прямой апологией капиталистического об-ва, поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса («принцип эгоизма») средством обеспечения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» («принцип альтруизма»). Критиковал теорию естественного права. Отрицая «естественную религию», конструирующую понятие бога по аналогии с земными властителями, защищал «религию откровения». В теории познания — номиналист. На основе его рукописей Буль сформулировал теорию квантификации предиката. Осн. работа — «Деонтология, или наука о морали» (1834).

Источник: Философский словарь. 1963

БЕНТАМ Иеремия
15.2.1748, Лондон - 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1-2, 1834), утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б. - «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали - «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1-2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право гос-ва на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудьпрошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414).

Источник: Советский философский словарь

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748-1832)
британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные соч.: "Труды Иеремии Бентама" (Тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием "В защиту ростовщичества". В 1789 был опубликован его главный труд "Введение в принципы морали и законодательства". Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть "возможно большее счастье для возможно большего количества людей". Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д. Рикардо, Милль, Спенсер.
А.А. Баканов

Источник: Новейший философский словарь

БЕНТАМ (Bentliam) Иеремия
1748-1832)-англ. теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма. Выступил с критикой теорий нравственного чувства и естественного права, В произв. «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789, рус. перевод-I860-1867) и «Деонтология, или наука о морали» (1834) обосновывал опытный характер источника и основания нравственности, к-рый он, подобно гедонистам, видел в стремлении к удовольствиям. То общее, что характеризует все поступки, приносящие удовольствие, с т. зр. Б., есть их польза. Она-единственная цель и норма поведения, основа человеческого счастья. Об-во Б. рассматривает как сумму индивидов, а общественный интерес как совокупность личных интересов. Отсюда целью моральной жизни является «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Оно, по мнению Б., может быть достигнуто путем правильного расчета («моральная арифметика»). С этой целью Б. составляет «шкалу удовольствий и страданий», классифицирует удовольствие по классам и родам, «Теория правильно понятого интереса» фр. материалистов заменяется у Б. теорией «правильного расчета», что дало К. Марксу основание назвать его трезво-педантичным, тоскливо-болтливым оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX в. (т. 23, с. 623). Учение Б. прославляет частный интерес как основу общественного благоденствия, а буржуазное об-во как идущее к «спокойствию, равенству, богатству и достатку». Примененное к праву и политике, учение о пользе служило либеральной буржуазии теоретической платформой в борьбе против вмешательства государства в общественную жизнь, за расширение избирательного права. В то же время принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» был использован Оуэном как основа для построения этической теории утопического социализма.

Источник: Словарь по этике

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ

Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 – 6 июня 1832) – англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла франц. Просвещения, критиковал учение о естественном праве и утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний. Этика Б., подробно изложенная в произв. "Деонтология или наука о морали" ("Deontology or the science of morality", v. 1–2, 1834), носит по своей методологии метафизич. характер. В ее основе лежит "принцип пользы", согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добродетельными являются поступки человека, увеличивающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая польза, "наибольшее счастье наибольшего числа людей". В своей этике Б. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. интерес, образцом человека вообще; возвел удовлетворение частного интереса в моральную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ограниченность рассуждений Б., назвал его "оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века" ("Капитал", 1955, т. 1, с. 615). Соч.: Works, v. 1–11, Edin., 1838–43; An introduction to the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. – О государстве. СПБ, 1860; Избранные сочинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства. – О влиянии условий, времени и места на законодательство, – Руководство по политической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2–4, М., 1955 (т. 2, с. 146–48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М.–Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.–Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 441–59; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н.. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве, Харьков, 1886; Левенсон П., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом общечеловеческого нравственного сознания (Критический разбор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покровский П.. Бентам и его время, П., 1916; Krause, Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philosophie der Engl?nder Bacon und Bentham, Lpz., 1926. А. Макаровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЕНТАМ Иеремия
или Джереми (1748—1832) — англ. философ и правовед, родоначальник утилитаризма. Род. в Лондоне, в семье адвоката. В 1760—63 гг. учился в Оксфордском ун-те, где получил степень бакалавра, а затем магистра. Много путешествовал, в 1785 г. посетил Россию. В 1802 г. был избран чл. Парижского ин-та нравств. и полит. наук. Его идеи оказали влияние на законодательство нек-рых штатов США (Нью-Йорк, Ю.Каролина, Луизиана). Осн. соч.: «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789), «Теория наказаний и наград» (1811), «Конституционный кодекс» (1830), «Деонтология, или Наука о морали» (опубл. в 1834). Теория утилитаризма Б. основывается на четырех постулатах: 1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл чел. жизни. Каждый человек ставит собств. интерес выше интересов др. людей; 2) Полезность, возможность добиться решения к.-л. задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений. Принцип пользы обусловлен самой природой человека; 3) Нравственность — это то, что ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего числа людей; 4) Максимализация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуального и обществ. интересов есть цель развития человечества. Б. отвергал договорную теорию происхождения гос-ва; возникновение гос-ва можно объяснить только принципом пользы, т.к. повиновение его подданных полезно для об-ва. Гл. целью гос-ва явл. обеспечение счастья для всех его граждан. Реализация данной цели возможна путем закрепления в з-нах прав и свобод индивидов и предоставления их гарантий. Б. различал два вида суверенитета: 1) суверенитет учредительной (высшей) власти, к-рый принадлежит народу; 2) суверенитет действующей власти, к-рый принадлежит правительству. Действующая власть подразделяется на законодательную (высшую действующую) и исполнительную (органы управления и суда). Законодательство призвано обеспечить иерархию властей: превосходство учредительной власти над действующей, а в последней — превосходство законодательной власти над исполнительной. При этом все ветви власти должны сотрудничать друг с другом. По Б., важнейшее направление деятельности гос-ва — обеспечение гарантий частной собственности и свободы предпринимательства. Поэтому вмешательство гос-ва в обществ. и экон. жизнь должно быть минимальным. Первоначально Б. был сторонником конституционной монархии, но затем стал приверженцем демократии, к-рая, несмотря на свои недостатки, способна обеспечить счастье для наибольшего кол-ва людей. По Б., нет иного права, кроме норм, санкционированных гос-вом. Он выступал против концепций естественного права, предшествующего гос-ву и позитивному праву. Целью права явл. обеспечение индивидуальной и обществ. пользы и безопасности с помощью системы легитимных поощрений и наказаний. Соч.: Бентам И. Избр. соч. СПб., 1867. Лит.: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н. История политических и правовых учений: от Античности до Нового времени. Нижневартовск, 2007; История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1996; Postema G.J. Bentham ahd the Common Law Tradition. Oxford, 1986. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БЕНТАМ Иеремия
15 февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, там же) — английский философ, правовед и реформатор, один из основоположников утилитаризма. Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж. С. Милля, Д. Остина, Д. Грота и др.) и политиков. Родился в семье наследственного адвоката. В раннем детстве изучал классические языки. Учился в Вестминстерской школе, в 1760 поступил в Королевский колледж Оксфордского университета. По окончании его в 1764 изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincolns Inn). Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.
По свидетельству Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш. Л. Монтескье, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеций. В 1776 опубликовал книгу «Фрагмент о правлении» (A Fragment on Government), посвященную критике взглядов юриста У. Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и «антипатией к реформе». Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельберна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением «Теория наказаний и наград», опубликованном на французском языке (Theorie des peines et des recompenses, v. 1—2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward, 1825; The Rationale f Punishment, 1830). В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу «Защита лихвы» (Defence of Usury, 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован («Panopticon, or the Inspection House», 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по «келейному» принципу, а наблюдатель — оставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей «экономией», Бентам обосновывает в ряде работ — «A View of the Hard Labour Bill» («Суждение о билле о каторжных работах»), «Panopticon versus New South Wales» («Паноптикон, или Новый Южный Уэльс»), «Principles of penal Law» («Основы уголовного права») и др. В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей. Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате «Опыт о политической тактике» (Essay on Political Tactics, 17.91). В «Книге о софизмах» (The Book of Fallacies, 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т. ч. нравственную. В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданство Французской республики. В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: «Situation and Relief of the Poor» («Положение бедных и облегчение его»), «Poor Laws and Pauper Management» («Законы о бедных и отношение к нищим»), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834). Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована «Теория законодательства» (The Theory of Legislation, впервые—на франц. яз.). В 1809 написал трактат «Катехизис парламентской реформы» (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. 1817), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании «Катехизиса» и обсуждались в палате общин (1818). В 1820х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов. В 1823 участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов»; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников (Э. Дюмона, Дж. С. Милля и др.).
ПРИНЦИПЫ УТИЛИТАРИЗМА. Целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789) и «Деонтология, или Наука о морали» (Deontology or The Science of Morality, v. 1—2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о «готовых» отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.
Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал «общественное тело» фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или причина страдания; благо—удовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы. Нравственное благо является таковым вследствие своей способности производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло. Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический, политический, моральный и религиозный. Слова «справедливый», «несправедливый», «нравственный», «безнравственный» и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий. Бентам признавал психологический, онтологический и моральный индивидуализм принадлежностью человеческой природы. Каждый индивид движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но разум заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, человек движим своекорыстным интересом, с другой — общество необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная оценка собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересами общества. Принимая решение о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета «наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей». Поскольку в результате действия механизма психологического ассоциирования определенные удовольствия и страдания связываются с определенными вещами, удовольствия и страдания, испытываемые отдельным человеком, могут измеряться с точки зрения их силы, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника (удовольствия или страдания) с учетом их плодотворности (в смысле порождения удовольствием последующих удовольствий, страданием—последующих страданий), чистоты (порождения ими однородных с собой чувств) и широты (количества захваченных ими людей). Суммирование упомянутых отличительных характеристик, сравнение результатов на стороне добра и зла, подсчет количества людей, интересы которых затронуты, подсчет вышеупомянутых сумм для каждого из них позволят, согласно Бентаму, судить о ценности каждого конкретного действия. Бентам предупреждает, что такой процесс подсчета не может предшествовать каждому моральному суждению, каждому законодательному или судебному действию, но его следует всегда иметь в виду.
Достоинствами принципа полезности Бентам считает его основанность на человеческой природе, универсальность, ясность, обеспечиваемые им объективность суждения и возможность принимать решения в сложных ситуациях, а также утверждение им равенства людей (поскольку он предполагает их равноценность в процессе исчисления). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Политический радикализм Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходитиз того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого «дообшественного» состояния не было. Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в Т. ч. «естественное право», «естественное состояние», «общественный договор». Отрицает также «естественность» свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой—ценностью свободы с т. зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее закон необходим и оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие «естественных прав» как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе «Анархические заблуждения» (Anarchical Fallacies, 1791— 95, опубл. в 1816 на франц. яз.). Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие «естественное право» двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т. зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь естественное право предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия («отношение», «власть», «собственность», «естественная справедливость», «нравственное чувство», «истинный разум» и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.
Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека. Придавал большое значение воспитанию и образованию народа, которые считал важными как средства усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их эгоистические чувства в правильное русло. В 1816 вышла «Хрестоматия» (Chrestomathia) Бентама, посвященная образованию.

Источник: Новая философская энциклопедия