(Bunyan, John, 16281688).
Один из известнейших писателей XVII в. Родился в семье лудильщика. Хотя полученное Беньяном образование едва дотягивало до элементарного, он обладал невероятной, порой ошеломляющей остротой религиозного восприятия, благодаря чему смог проникнуть в самые глубины Благой вести, края открылась ему в Библии.
Активный мирянинпроповедник в войсках Парламента и при Содружестве, Беньян проповедовал и в период Реставрации, за что был заключен в тюрьму на двенадцать лет. Когда ему предложили свободу при условии отказа от проповеди, он ответил: "Сегодня меня освободят завтра я буду проповедовать".
В тюрьме Беньян написал: " Путь паломника" (Pilgrims Progress) в своем роде самую знаменитую книгу на английском языке; духовную автобиографию "Изобильная благодать главному грешнику" (Grace Abounding to the Chief of Sinners ) и трактат "В защиту оправдания верой" (Defence of Justification by Faith), где он резко критиковал пелагианство, распространенное среди диссентеров, и латитудинаризм англиканского истеблишмента. За это на него обрушился епископ Э. Фаулер в книге "Вычищенная грязь" (Dirt Wiped Off), однако его похвалил Т. Барлоу, епископ Линкольнский.
По словам Маколея, книга "Священная война" (The Holy War), написанная Беньяном после тюрьмы, "была бы лучшей из всех аллегорий, если бы не существовало "Пути паломника" ". За исключением самой Библии, ни одна книга не пользовалась такой популярностью у низших и средних классов английского обществаXVIII в., как "Путь". В Шотландии и колониальной Америке Беньян был еще более знаменит, чем в Англии. Его величие признавали Дж. Свифт и С. Джонсон, хотя вообще литературные круги игнорировали Беньяна, пока не появились романтики XIX в.
Литературный дар Беньяна должным образом оценили современные ученые. Они указывают на некрые ранее не замеченные литературные влияния, но это никоим образом не мешает им высоко оценивать наследие "великолепного лудильщика". К сожалению, религиозное учение Беньяна не вызвало такого же интереса. Незабываемые образы, удивительное сочетание мысли и чувств опираются на классические положения Реформации о падшем человеке, благодати, вмененной благодати, оправдании и искуплении; однако Беньян, скорее всего, вывел эти положения непосредственно из Писания, мало обращаясь к теологическим трудам.
С. F.Allison (пер. Ю.Т.) Библиография: Т В. Macaulcy, Critical and Historical Essays, I; J. Brown, John Bunyan: His Life, Times and Work; R. M. Frye, God, Man, and Satan; R. Sharrock, John Bunyan; O.E. Winslow?/u/1/1 Bunyan; R. Greaves, John Bunyan.