БЕНЕКЕ (Beneke) Фридрих Эдуард
род. 17 февр. 1798, Берлин - ум. 1 марта 1854, там же) - нем. философ, эмпирист, психологист, детерминист. Считал психологию осн. философской дисциплиной, а логику, метафизику, философию религии, этику, философию права и педагогику относил к прикладной психологии, которая рассматривается как естественная наука, опирающаяся на внутренний опыт. В процессе самовосприятия мы постигаем сущее непосредственно, без какого-либо влияния моментов опосредованного восприятия. То, что, согласно оправданным человеческой природой нормам, воспринимается как цель наших стремлений, как высшее, принимается также и за норму морального поведения. Осн. произв.: "Neue Grundlegung zur Metaphysik", 1822; "Grundlegung zur Physik der Sitten", 1822 (это соч. послужило поводом для исключения Бенеке из педагогического состава Берлинского ун-та, т. к. в нем нашли эпикуреизм); "Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft", 1833; "Grundlinien des natьrlichen Systems oder prakt. Philosophie", 3 Bde., 1837-1840.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БЕНЕКЕ ФРИДРИХ ЭДУАРД
Beneke), Фридрих Эдуард (17 февр. 1798 – 1 марта 1854) – нем. философ-идеалист и психолог. Преподавал философию в Геттингене и Берлине. Стремясь соединить противоречащие друг другу субъективно-идеалистич. априоризм Канта и материалистич. эмпиризм англо-франц. философии, Б. развивал субъективно-идеалистич. концепцию внутр. опыта, выступал против рационализма, особенно против философии Гегеля (за несогласие с к-рым был в 1822 на нек-рое время отстранен от чтения лекций в Берлинском ун-те). Б. рассматривал психологию как науку, лежащую в основе философии, т.к., по его мнению, только психич. явления непосредственно и адекватно познаваемы, а внешний мир постигается лишь по аналогии с внутр. познанием. Соч.: Lehrbuch der Psychologie, В., 1877; Lehrbuch der Logik, В., 1832; System der Metaphysik und Religionsphilosophie, В., 1839; Pragmatische Psychologie, Bd 1–2, В., 1850. Лит.: Фр. Эд. Бенеке. Очерк его жизни и трудов, "Педагогический сборник", 1871, No 12; Дресслер И. Г., Основания психологии и логики по Бенеке, пер. [с нем. ], СПБ, 1871; Троицкий М., Немецкая психология в текущем столетии, 2 изд., т. 2, М., 1883, с. 370–444; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, пер. с нем., М., 1924, с. 176–77; Raue G., Beneke´s neue Seelenlehre, 4 Aufl., Mainz, 1865: Вrandt F. В., Friedrich Eduard Beneke the man und his philosophy, N. Y., 1895; Gramzow O., Friedrich Eduard Beneke´s Leben und Philosophie, Bern, 1899. ?. ?фо. Берлин.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БЕНЕКЕ Фридрих Эдуард
17 февраля 1798, Берлин—1 марта 1854, там же)—немецкий философ, представитель эмпирически ориентированного психологизма. Изучал философию и теологию в Галле и Берлине. Преподавал в Берлине (1820) и Геттингене (с 1822). С 1827 профессор в Берлине. В полемике с философами немецкого идеализма (в особенности с преподававшим тогда в Берлине Гегелем) Бенеке, опираясь на Канта и Дакка, отстаивал тезис о том, что индуктивная психология может стать основой не только теории познания, но также логики, этики и метафизики. Считая, что априорного знания не существует, Бенеке в целом развивал идеи, сходные с английской ассоциативной психологией и учением Шотландской школы философии здравого смысла; его последние труды несут на себе печать влияния Гербарта. Психологическое исследование, по Бенеке, должно основываться на внутреннем опыте—это естествознание «внутреннего чувства». Корректируя учение Локка о сознании как «чистой доске» (tabula rasa), Бенеке исходит из представления о «задатках», которые могут быть развиты внешними побуждениями. Душа—сумма «задатков» (или «способностей»), стремящихся к своему осуществлению. Эти способности многогранны, душевными образованиями они становятся тогда, когда соединяются с адекватными им раздражителями, что порождает первоначальные ощущения; душа приобретает в своем развитии новые душевные способности и приводит затем к возникновению представлений. Представления обладают способностью притягивать друг друга в зависимости от степени однородности своего содержания и стремиться к более устойчивым соединениям. Если душевные образования (в т. ч. «дарование» и «талант») появляются в результате воздействия раздражений на способности души, то воспитание должно так упорядочить воздействие раздражений, чтобы они соответствовали его цели—развитию, обогащению и укреплению первичных способностей. Таким образом, психология лежит в основе педагогики Бенеке, а философия становится истолкованием самопознания человека.
Источник: Новая философская энциклопедия