турецк. - твердый, как камень) — дервишский орден в султанской Турции. Основателем его считается Хаджи Бекташи Вели, живший в 12 в. в Малой Азии. Верования и обряды Б. сложились из элементов шиизма и христианства. В подражание христ. троице Б. признают мусульм. троицу - Аллах, Мухаммед, Али. В 14-16 вв. Б. усилили свое влияние на янычар, посещали их казармы, являлись их духовными наставниками. Б. пустили в Турции глубокие корни. Помимо Турции обосновались также в Албании.
БЕКТАШИ
БЕКТАШИ
Источник: Атеистический словарь
БЕКТАШИ
члены дервишского ордена, пользовавшегося большим влиянием в султанской Турции. Его основателем считался Хаджи Бекташ Воли, легенд. биография к-рого составлена не ранее XV в. Фактич. сведения о Хаджи Бекташе, жившем среди малоазийских дервишей в XII в., скудны и туманны. Верования и обряды Б. представляют собой смесь довольно разнородных элементов, воспринятых из мусульм., преимущественно шиитского, и христ. сектантства (культ Али, почитание 12 шиитских имамов и мучеников, вера в троицу из аллаха, Мухаммеда и Али, нечто вроде причащения вином, хлебом и сыром, исповедь наставнику, обет безбрачия). Это объясняется совместным участием мусульм. и христ. сектантов (в основном крестьян) М. Азии в антифеод. восстаниях. Глава Б. (деде) жил в их гл. монастыре у предполагаемой могилы Хаджи Бекташа, между Киршехиром и Кайсари. Каждый их монастырь (текке) возглавлял настоятель - баба. Послушники, т. е. еще не прошедшие посвящения в дервиши, состояли под руководством муршидов - наставников. До XIX в. большое полит. влияние Б. определялось их тесной связью с янычарами. Помимо Турции, Б. получили распространение в Албании. В 1925 кемалистское правительство упразднило орден Б., как и др. религ. ордена. Но Б. в Турции не исчезли, после второй мировой войны их деятельность, наоборот, оживилась. В СССР Б. нет. Б. А. Беляев