БЕЙЛЬ Пьер

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер
род. 18 нояб. 1647, Карлат - ум. 28 дек. 1706, Роттердам) - франц. философ, скептик, оказавший влияние на духовное развитие 18 в. прежде всего своим "Dictionnaire historique et critique" (1695 - 1697). Бейль боролся против всякого догматизма в философии. Этические проблемы, согласно Бейлю, должны рассматриваться только с точки зрения разума. Вера и знание, считал он, несовместимы, но именно поэтому вера представляет ценность для религиозных догм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЕЙЛЬ Пьер
1647-1706) - франц. философ, представитель свободомыслия и скептицизма. В гл. работе «Исторический и критический словарь» (I том — 1695, II том - 1697) Б. показал, что Библия противоречит не только свидетельству современников, но и самой себе, что библ. чудеса так же невероятны, как и чудеса языч. религии, развенчал библ. образцы нравственности (Авраам, пророк Илья, царь Давид), высказав тезис о независимости нравственности от религ. убеждений, доказывал, что с т. зр. разума ни один довод в пользу религии не выдерживает критики.

Источник: Атеистический словарь

БЕЙЛЬ ПЬЕР

французский писатель, эрудит, критик и философ (Карла, 1647 — Роттердам, 1706). До 1681 г. — преподаватель философии в Седане, где им написаны «Письма о комете», затем — в Роттердаме, где он написал «Новости филологической республики» (1648-1687). Его творчество, изложенное в «Историческом и критическом словаре» (1696-1697), выдает в авторе философа истории, который своим критическим умом, унаследованным у Монтеня, обновляет все проблемы морали, экзегезы и теологии. Писатель эпохи Луи XIV, Бейль предвосхищает энциклопедистов; он нападает на все: на догму, авторитет, тоталитарный дух рационалистских систем, — создавая философию толерантности.

Источник: Философский словарь

БЕЙЛЬ Пьер
18.11.1647, Карла - 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний представитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.- «Историч. и критич. словарь» (т. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1-2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришел к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального обоснования религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что познанию не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах.

Источник: Советский философский словарь

Бейль Пьер
 (1647—1706) — публицист, философ-скептик, один из ранних представителей фр. Просвещения; был проф. Седанской академии и Роттердамского ун-та. Начав с полемики против католицизма, Б. затем отказался от всякой религии в проповедовал веротерпимость. Хотя сам он не был атеистом, однако характер его религиозного индифферентизма тонко подметил Вольтер, сказавший, что если сам Б. и не неверующий, то он делает неверующими других. Б. также положил начало критике христианского учения как разновидности языческой мифологии. Основу его критической аргументации составлял восходящий к декартовскому сомнению скептицизм, к-рый, по словам Маркса, подорвал доверие ко всякой метафизике и богословию. Б. высказал мысль, что этические проблемы нельзя связывать с религией, они должны рассматриваться с т. зр. естественного разума. Он доказывал, что возможно существование об-ва одних только атеистов. Своими произведениями (гл. из них — «Исторический и критический словарь», 1695) Б. подготовил почву для фр. материализма 18 в.

Источник: Философский словарь. 1963

БЕЙЛЬ Пьер
(Bayle, 1647-1706) франц. философ, непосредств. предшественник франц. Просвещения XVIII в. К. Маркс указывал, что Б. «разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 2, с. 141). Жил в качестве эмигранта в Голландии, где вышли его осн. работы. Начав с критики католицизма, Б. пришел к осуждению всякого религ. фанатизма. В своем «Истор. и критич. словаре» (1695—1697) он продолжал линию монтеневского скептицизма, подчеркивая, что рациональное объяснение церк. догматов принципиально невозможно, что их можно принимать только на веру и что разум и вера, философия и христианство несовместимы. Во всякой религии Б. вскрывал идолопоклонство, придающее сверхъестеств. свойства предметам и служащее, по его мнению, источником большинства зол в человеч. жизни. Б. приходил к выводу, что атеизм предпочтительнее всякого идолопоклонства, и доказывал, что человек может быть нравственным без какой бы то ни было религии. Тем не менее сам Б. атеистом не стал. Франц. просветители XVIII в. в своей борьбе против религии и церкви черпали в словаре Б. обильный материал для критики религ. доктрин.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БЕЙЛЬ Пьер
французский философ; p. 18.11.1647 (Карла) — ум. 28.12.1706 (Роттердам); скептик, оказавший влияние на духовное развитие XVIII в. прежде всего своим «Dictionnaire historique et critique» («Историческим и критическим словарем») (1695—1697, новое изд. в 16 т., 1820, 1969, нем. изд. 1741—1744, 1974—1978; рус. пер., т. 1— 2, 1968). Бейль боролся против всякого догматизма в философии и науке. Этические проблемы, согласно Бейлю, должны рассматриваться только с точки зрения разума. Вера и знание, считал он, несовместимы, но именно поэтому вера представляет ценность для религиозных догм. Осн. соч. (кроме названного): Pensées sur la Comète, 1682; Système de philosophie. Contenant la logique et la métaphysique, изд. 1785; Œuvres diverses, I—IV, Den Haag, Rotterdam, 1727—1731 (переизд. 1964—1968). E. B. Sugg. P. B., 1930; E. Cassirer. Die Philos, der Aufklärung, 1932 (Repr. 1973); E. Beyreuther. Zinzendorf u. R B., 1955; P. Dibon (Hg.). P. B., Amsterdam / Paris, 1959; H. T. Mason. P. B. and Voltaire, London, 1963; С. B. Brush. Montaigne and B., Den Haag, 1966; P. Rétat. Le «Dictionnaire» de B. et la lutte philosophique au XVIIIe siècle, Paris, 1971; J. P. Jossua. P. B. ou l’obsession du mal, Paris, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БЕЙЛЬ Пьер
(1647, Карла – 1706, Роттердам) – представитель скептицизма. Окончил академию в Пюилоране. Профессор протестантской Седанской академии (1675–1681), после закрытия ее властями эмигрировал в Голландию, где издавал журнал «Новости литературной республики». В 1681– 1687 – профессор философии и истории Роттердамского университета. В своем основном произведении «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique. P., 1697; 11-e éd. P., 1820–1824. V. 1–16; рус. пер.: M., 1968. T. 1–2) выступил против религиозного и философского догматизма. Согласно Б., «философы не лучше могут судить о механизме мира, чем крестьянин о башенных часах. Они знают лишь маленькую часть этого мира, они не знают замысла его создателя, его намерения, его цели» (Исторический и критический словарь. Т. 1. С. 105). Б. разграничивает области веры и разума, полагая, что в теологических вопросах метафизические доводы оказываются слабыми и неубедительными. По его мнению, разум, пытаясь самостоятельно определить природу бесконечного Бога, встречает массу затруднений. Путем философских рассуждений невозможно найти непротиворечивое, бесспорное объяснение того, почему всемогущий Бог допустил существование в мире зла. В сфере богословских вопросов, согласно Б., следует «смиренно» прибегать к «свету Писания». Вместе с тем он утверждал, что аксиомы «естественного света» (например, положения логики или математики) истинны и совершенно независимы от авторитета Писания. Убежденный защитник веротерпимости, Б. отстаивал идею независимости морали от религии. Атеизм, по его мнению, отнюдь не всегда ведет к испорченности нравов, поэтому вполне возможно существование общества без религии. Идеи Б. оказали большое влияние на взгляды просветителей XVIII в.
Соч.: Oeuvres diverses. V. 1–4. La Haye, 1727–1731. Лит.: Фейербах, Л. Пьер Бейль // Фейербах, Л. История философии. М., 1974. Т. 3; Богуславский, В.М. Пьер Бейль. М., 1995; Березовский, Г.В. Пьер Бейль: 350-летию со дня рождения П. Бейля посвящается. М., 1997; Sugg, F.B. Pierre Bayle. Lpz., 1930; Weibel, L. Le savoir et le corps: essai sur le Dictionnaire de Pierre Bayle. Lausanne, 1975. A.A. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

БЕЙЛЬ Пьер
18 ноября 1647, Карла—28 декабря 1706, Роттердам) — французский философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском университетах, был профессором философии протестантской академии в Седане. После закрытия академии Людовиком Xrv был вынужден эмигрировать в Голландию. Будучи энциклопедически образованным человеком, способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный журнал «Новости литературной республики». Большой популярностью пользовался двухтомный «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique, t. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1—2. M., 1968): только в период 1697—1741 он издавался 11 раз на французском языке и 2 раза на английском.
Философское мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и идей современных ему мыслителей: М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовской формы критического сомнения скептицизм у Бейля более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума.
Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия, направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из того, что всем людям присущ свет «всеобщего разума» («естественный свет»)—первое правило жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании—это «второе правило», зависящее от первого. «Естественный свет» есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны.
Бейль убежден в том, что даже в области исторических изысканий возможно довести истины до такой же (и даже большей) степени достоверности, как и достоверность математических истин. Например, утверждение о существовании Цицерона более достоверно, чем утверждения математики о существовании абсолютно прямых линий, лишенных толщины.
Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий характер, он направлен на то, чтобы помочь «естественному свету» освободиться от противоречий, которых, как показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница. Так, Декарт, определяя движение как переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он понимает под термином «место»: если это пространство, отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому тезису об отсутствии пустоты. «Предустановленная гармония» Лейбница противоречит тому, что монады у него не могут воздействовать друг на друга, ибо «не имеют окон» в окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел как частей субстанции, которую сам же он считает абсолютно неделимой.

Источник: Новая философская энциклопедия

БЕЙЛЬ ПЬЕР

Bayle), Пьер (18 нояб. 1647 – 28 дек. 1706) – франц. публицист и философ; ранний представитель франц. Просвещения. Проф. Седанской академии (1675–81) и Роттердамского ун-та (до 1692). В 1683 опубликовал свое первое произведение – "Разные мысли по поводу кометы" ("Pens?es diverses ?crites... ? l´occasion de la com?te...", t. 1–2, 1683), принесшее ему европ. известность. Б. выступил здесь с доказательством нелепости астрологич. суеверий. В дальнейшем издавал журнал "Новости литературной республики"("Nouvelles de la R?publique des lettres", 1684–87), выражавший бурж. обществ. мнение. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Его осн. произведение – "Исторический и критический словарь" ("Dictionnaire historique et critique", t. 1–2, 1695–97, nouv. ed., v. 1–16, P., 1820–24) – представляет собой справочник, преимущественно биографич. характера, попутно трактующий различные филос. богословские, историч. проблемы, а также вопросы естествознания и математики. В примечаниях на полях и сносках внизу страниц (составляющих в целом до 4/5, всего труда) сконцентрированы наиболее интересные мысли. Гл. идея Б. – несовместимость религии и знания, веры и философии. Он призывал философов отказаться от стремления (к-рое он усматривал в соч. Декарта, Мальбранша, Лейбница и др.) доказать "истины" веры. Однако Б. не делал атеистич. выводов, признавая наиболее ценной веру абсолютно противоразумную. Свой скептицизм Б. распространял на разум и на философию: истинность вообще недоступна науке и философии, им доступна только вероятность. Скептицизм Б. удерживал его от атеизма. Тем не менее Б. сыграл большую роль в истории философии прежде всего как критик религ. догматов и тех филос. систем, к-рые пытались дать им теоретич. основу. По словам Маркса, Б. " разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Религ. индифферентизм Б. приводил его к убеждению в независимости морали от религии. В этой связи Б. сделал очень важный вывод, согласно к-рому общество атеистов может выполнять не только свои гражд., но и свои моральные обязанности не хуже, чем общество верующих. Влияние Б. испытали Вольтер и др. франц. просветители 18 в., а также Фейербах ("Пьер Бейль" – L. Feuerbach, Pierre Bayle, 1838). Соч.: Oeuvres diverses, v. 1–4, La Haye, 1727–31. Лит.: Шахов ?., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Пиков В., Пьер Бэйль, М., 1933; История философии, т. 2, М., 1941, с. 280–286; Sugg F. В., Pierre Bayle. Ein Kritiker der Philosophie seiner Zeit, Lpz., 1930. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЕЙЛЬ Пьер (1647-1706)

французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения. Учился в Тулузском и Женевском университетах. В 1676—1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана. Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов. Эмигрировал в Голландию. Занял кафедру философии Роттердамского университета. В 1693 лишен пенсии и права преподавания. Наиболее известен его "Исторический и критический словарь" (1697, второе расширенное издание — 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках. Из других работ Б. следует назвать: "Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года" (1682); "Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их выйти" (1686); "Продолжение разных мыслей о комете" (1704); "Ответы на вопросы одного провинциала" (1703-1706); "Беседы Максима с Фелистом" (1707) и др. Сторонник скептицизма в философии. Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня. Сильно влияние на Б. Декарта. Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести. Считал, что условие добросовестного исследования — рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций. Излюбленная схема изложения Б.: введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления). Известен так называемый "парадокс Бейля": утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих. В теории познания исходит из тезиса об "идее естественного света", как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей. Идея "естественного света" прирожденна всем людям: и язычникам, и христианам, и атеистам. Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного. В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания ("совести"). Идея "естественного света" не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает "аксиомы метафизики" (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных). Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку "светом" (или: любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно). В последующем Б. усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия "всеобщего разума" вообще лишено оснований. Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием. Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму. Рационализированное знание порождает одновременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму. В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом). Столь же критически-скептически Б. подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы. В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно. Отсюда оценки Б. как "схоласта здравого разума" (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс).
В.Л. Абушенко, Э.К. Дорошевич

Источник: Новейший философский словарь