религ.-политич. течение, возникшее в сер. 19 в. в Ираке среди последователей бабизма, бежавших из Ирана после подавления их восстаний шахскими властями. Основатель Б. Мирза Хусейн Али Нури, по прозвищу к-ро-го — Бехаулла («Блеск божий») — течение получило свое название, устранил из бабизма все революц.-демократич. идеи, выступил за примирение с шахской властью, сохранение частной собственности и соц. неравенства. Пацифист, проповедь братства всех людей и народов, с к-рой выступал Б., на деле означала призыв к отказу от клас. и нац.-оевободит. борьбы и выражала интересы компрадорской иранск. буржуазии.
БЕХАИЗМ
БЕХАИЗМ
Источник: Атеистический словарь
БЕХАЙЗМ
космополитич. и пацифистское социально-полит. течение, возникшее в Иране после подавления бабидских восстаний в сер. XIX в. Основоположник Б. - Мирза Хосейн Али Нури (1817—1892), по прозвищу Бехаулла («Блеск божий»), был видным бабидом (см. Бабизм). После покушения бабидов на шаха Бехаулла бежал в 1852 в Ирак, где объявил себя преемником Баба, получившим божеств, «откровение», мессией и «сыном божьим». Живя позже в Адрианополе (Эдирне), затем в Акке, в Палестине, он написал здесь соч. «Китаб-е акдес» («Священнейшая книга», ок. 1872), в к-ром изложил свое учение. Он утверждал, что эта книга должна заменить Коран и «Беян» Баба. Б. отражал гл. о. интересы иранской компрадорской буржуазии. Бехаистское учение о «братстве» не признавало социальных противоречий, решительно осуждало классовую борьбу и все рев. методы, допускало эксплуатацию. Нарушителей прав частной собственности это учение предписывало сурово наказывать, вместе с тем оно одобряло комфорт и роскошь. Пацифизм Б. обусловливался самим положением компрадорской буржуазии, связавшей свою судьбу с иностр. империалистич. капиталом и желавшей «мира» с пим. Призыв Бехауллы к «братству» людей и народов означал его стремление не только к «классовому миру», но и к отказу от антиколониальной, антиимпериалистич. борьбы. Пропагандируя идеи универсально-общечеловеч. религии, единого междунар. языка, «единого мирового гос-ва», ратуя за упразднение гос. границ, Бехаулла выступал против нац. независимости народов. Эти черты Б., решительно отличающие его от бабизма, привлекли к нему внимание бурж. политиков-колониалистов в США, Англии и Германии, и Б. с конца XIX в. получил нек-рое распространение в этих странах, но по преимуществу не как религ., а как социально-этич. учение. Б. всецело отрицал мусульм. обрядность и культ. Поэтому бехаиты собирались не в мечетях, а в своеобразных клубах, являвшихся центрами их пропаганды. Общины бехаитов образовались в Иране, Палестине и Ср. Азии (в Туркмении). В Ашхабаде была построена их «мечеть». Царская администрация относилась к бехаитам покровительственно. Преемником Бехауллы стал его сын Аббас-эфенди, принявший прозвище Абдулбеха (или Абд-аль-Боха, т. е. «раб блеска божьего»; 1844—1921); его резиденцией оставалась Акка. За активную пропаганду Б. он от англ. правительства получил титул сэра. Ныне Б. возглавляет сын Абдулбеха Шауки Раббани, студент Оксф. ун-та. Однако он получил признание не всех приверженцев Б. В наст. вр. число бехаитов, по преувелич. подсчетам их самих, не превышает 1 млн. чел, В СССР (в Туркмении) имевшаяся ранее община бехаитов распалась.
БЕХАИЗМ
космополитич. религ. учение, возникшее в сер. 19 в. в Персии и отражавшее интересы иранской компрадорской буржуазии. Свое название Б. получил от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али (1817–92) – Бехауллы ("Блеск божий"), одного из учеников Баба (см. Бабизм). Однако Бехаулла отказался от демократич. элементов бабизма. Осн. положения Б. содержатся в составленной Бехауллой "Священнейшей книге" – "Китабе Акдес" (написана ок. 1872, рус. пер. А. Г. Туманского, 1899, "Зап. Акад. наук", VIII сер., историко-филолог. отд., т. 3, No 6), предназначенной заменить Коран и "Беян" Баба. Согласно "Китабе Акдес", все люди – братья и классовая борьба недопустима. В период, когда народные движения, направленные против англ. колонизаторов, проходили под лозунгами борьбы с "неверными", Бехаулла проповедовал терпимость к другим религиям. По его учению, "суть служения богу-истине" заключается в "занятии каким-либо делом, или ремесленным, или промышленным и тому подобным" ("Китабе Акдес", с. 8). Учение Б. о всемирном братстве, к-рое можно достичь мирным путем, ограждало интересы компрадоров. Преемник Бехауллы, Абд-аль-Беха (1844–1921), запрещал забастовки, требовал от рабочих повиновения. В 1919 Абд-аль-Беха опубликовал на мн. языках открытое "Письмо в Центральную организацию прочного мира", в к-ром изложил космополитич. и пацифистские основы своего учения "об единстве мира гуманности". Пропагандируя учение Бехауллы, Абд-аль-Беха отрицал преобразование общества революц. путем, предлагал держаться лишь "учения о добровольном разделении имущества" ("Письмо в Центральную организацию прочного мира", Париж, 1921, с. 8). Бехаисты в осн. отказались от специфич. для ислама вост. обрядности, выступили с критикой различных форм "постижения бога", характерных для мусульм. мистицизма (см. Суфизм). После 2-й мировой войны бехаисты особенно усилили космополитич. проповедь об отказе от гос. границ, нац. независимости и суверенитета и призывают к образованию "единого мирового государства". Космополитич. тенденции Б. в условиях краха колониальной системы и подъема нац. самосознания народов Востока почти повсеместно поставили бехаистов вне мусульм. организаций. В наст. время бехаистская лит-ра издается в штате Иллинойс (США) и в Штутгарте (ФРГ). В дореволюц. России Б. оказал влияние на развитие мусульм. сектантства. Этич. сторона Б. находила поддержку у Л. Н. Толстого (см. Полное собр. соч., т. 79, 1955, с. 120–121). Значит. активность бехаисты проявляли в СССР в первые годы Сов. власти. Однако в условиях победившего социализма Б. как секта постепенно распался. Лит.: Аршаруни А. М., Бехаизм, М., 1930; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство. Исторические очерки, М., 1957; Байгушев, Очерки мусульманского раскола. Татарский пророк, Саратов, 1908; Bah?´? world faith; selected writings of Bah?´ull?h and´Abdu´l-Bah?, ed. by H. Holley, 2 ed., Wilmette, 1956; ´Abd u´l Bah? ibn Bah?ull?h, Secret of divine civilization, transl. from the original Persian text by M. Gail, Wilmette 1957.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.