БЕБЕЛЬ Август
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
В нач. 60-х гг. Б. активно включился в рабочее движение. В 1865 сблизился с В. Либкнехтом, под влиянием к-рого стал марксистом. В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта на съезде в Эйзенахе была создана самостоят. с.-д. рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интернационала. В своей практич. политич. деятельности Б. стремился к объединению нем. рабочего движения; в период действия исключит. закона против социалистов (1878-90) боролся за восстановление разгромленных полицией парт, орг-ций, успешно руководил как нелегальной, так и парламентской деятельностью партии, выступал как против левого анархизма, так и против правого оппортунизма. Б. решительно боролся против ревизионизма, проявившегося в нем. с.-дтии с наступлением эпохи империализма, против национализма и шовинизма. Неоднократно подвергался тюремному заключению, проведя в общей сложности в заключении ок. 6 лет.
По своим филос. убеждениям Б - материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова, хорошо «применять к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собой бытие, а бытие определяет собою сознание» (Соч., т. 16, М.- Л., 1928, с. 250). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дар.
вина, подвергал критике идеализм, подчеркивал связь последнего о религией. Анализ обществ. явлений Б. проводил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю общества как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отношения: Критикуя бурж. идеологов, он отмечал, что капитализм - закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Б. вел борьбу с социал-дарвинистами, доказывая, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В своей наиболее ценной в теоретич. отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959) Б. показал, что положение женщины зависит от обществ. отношений и ее раскрепощение возможно лишь при социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство.
После смерти Ф. Энгельса Б. допускал центристские, оппортунистич. ошибки по ряду программных и тактич. вопросов, в частности по агр. вопросу, в оценке гос-ва (выдвигая ошибочный тезис о «нар. гос-ве»), в определении роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтральности»). Но, по словам В. И. Ленина, Б. «...в девяноста девяти случаях из ста вылезал сам из болота, когда ему случалось оступиться, и вытаскивал тех, кто хотел идти за ним» (ПСС, т. 16, с. 434).
К. Маркс писал о Б.: «Он представлял собой исключительное явление в немецком (можно сказать в „европейском") рабочем классе» (Маркс К. и Э нге л ь с Ф., Соч., т. 35, с. 78). Ленин указывал, что Б.- крупный авторитет в междунар. движении пролетариата, опытный практич. вождь, социалист, чуткий к запросам революц. борьбы (см. ПСС, т. 16, с. 434).
Источник: Советский философский словарь
Bebel), Август (22 февр. 1840 – 13 авг. 1913) – один из основателей и вождей герм. с.-д-тии, деятель нем. и междунар. рабочего движения. Токарь по профессии. В начале 60-х гг. Б. активно включился в рабочее движение. В 1865 сблизился с В. Либкнехтом, под влиянием к-рого во 2-й пол. 60-х гг. стал марксистом. Ленин указывал, что Б., будучи рабочим, "сумел пробить себе дорогу к твердым социалистическим убеждениям" (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268). В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта проходил съезд в Эйзенахе, где была основана социал-демократическая рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интернационала. В борьбе против лассальянцев Б., следуя указаниям Маркса и Энгельса, решительно отстаивал революционно-демократический путь объединения Германии "снизу", "борясь с малейшими уступками пруссачеству, бисмарковщине, национализму" (Ленин В. И., там же, с. 265). В период франко-прусской войны 1870–71 Б. занимал интернационалистскую позицию. В 1875 на Готском съезде под руководством Б. и В. Либкнехта было осуществлено объединение эйзенахцев и лассальянцев в единую партию. Однако принятая съездом Готская программа носила оппортунистич. характер и содержала уступки лассальянству, за что была подвергнута критике Марксом и Энгельсом. Во время действия исключительного закона против социалистов (1878–90) партия под руководством Б. и В. Либкнехта научилась сочетать нелегальную и легальную работу. После отмены в 1890 исключит. закона, когда в партию вступило много неустойчивых мелкобурж. элементов, Б. под руководством Энгельса успешно повел борьбу как против открытых оппортунистов во главе с Фольмаром, так и против "молодых", игравших в "левизну" и катившихся к анархизму. После смерти Энгельса (1895) Б. допускал центристские, оппортунистические ошибки по ряду программных и тактич. вопросов, в частности по аграрному вопросу, в оценке государства (выдвигая ошибочный тезис о "народном государстве"), в определении роли профсоюзов (отстаивая теорию их "нейтральности"), по вопросу о массовых политических стачках, придерживался лозунга "защиты отечества". В борьбе большевиков с меньшевиками Б. поддерживал последних по вопросу о членстве в партии, о союзниках рабочего класса, о самоопределении наций. Несмотря на допущенные ошибки, Б. до конца своей жизни сохранил преданность рабочему классу. Огромны его заслуги в деле организации нем. пролетариата. "Никто с такой рельефностью не воплотил в себе особенностей и задач этого периода, как Август Бебель" (Ленин В. И., там же, с. 268). Б. Крылов. Москва. По своим филос. убеждениям Б. был материалистом, и, по словам Плеханова, умел хорошо "применить к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собою бытие, а бытие определяет собою сознание" (Соч., т. 16, 1928, с. 250). В работе "Крестьянские войны в Германии" ("Der deutsche Bauernkrieg", 1876) Б. писал, что под материализмом следует понимать "воззрение, согласна которому материя является основой всей жизни и всего движения" (рус. пер., М.–Л., 1928, с. 21). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дарвина, подвергал критике идеалистов, подчеркивал связь идеализма с религией. Анализ обществ. явлений Б. производил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю общества, как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отношения. Критикуя бурж. идеологов, он подчеркивал, что капитализм – закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Критикуя бурж. историков, он осуждал отрицание ими роли масс в истории и историч. субъективизм: "Такое понимание истории переворачивает вверх ногами все события по сравнению с действительным положением дел. В его глазах все случайно, все развитие человечества есть только продукт деятельности отдельных, совершенно исключительно одаренных личностей, которых человечество, конечно, не может в достаточной мере отблагодарить и, молясь на которых, оно должно валяться в пыли и ползать на брюхе" (там же, с. 19). Сам Б., однако, недостаточно раскрывал роль субъективного фактора в истории. Б. вел борьбу с социал-дарвинистами, показывал, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В работе "Женщина и социализм" ("Die Frau und der Socialismus", 1879, 58 Aufl., 1954, рус. пер. 1904, 1923, 1926, 1959) Б. выступил как один из крупных теоретиков женского социалистич. движения. Он проследил тесную связь между производств. отношениями на различных ступенях развития общества и социальным положением в нем женщин и показал, что их раскрепощение может совершиться лишь при социализме. В этой же работе Б. подверг критике мальтузианство, к-рое стало распространяться также и в социал-демократической партии (К. Каутский). Б. показал несостоятельность закона убывающего плодородия, мнимость угрозы чрезмерного роста населения. Он доказывал, что плодородие почвы при социализме будет возрастать, и пропагандировал мысль Маркса о том, что каждый экономический период развития общества имеет свой особый закон народонаселения. Б. утверждал, что социализм и религия враждебны друг другу, показывал с материалистических позиций причины возникновения религий и видел в интересе господствующих классов социальные условия распространения религиозных взглядов. Б. многое сделал для воспитания нем. народа в духе интернационализма (защита Парижской Коммуны 1870, борьба против прус. шовинизма, нем. бурж.-юнкерского гос-ва и др.). На съездах герм. с.-д-тии в 1899 и 1903 Б. критиковал ревизионизм (в частности, Бернштейна), что было высоко оценено Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268), приветствовал критику Плехановым филос. произв. ревизионистов. М. Глузберг. Алма-Ата. Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, Л., 1925; Шарль Фурье, его жизнь и учение, М., 1923; Христианство и социализм, М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 23–25, М.–Л , 1930 – 31; их же, Письма, там же, т. 25–29, М.–Л., 1936–46; Ленин В. И., Два мира, Соч., 4 изд.. т. 16; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 411–13, 429, 434; его ж е, Предисловие к брошюре Воинова, там же, т. 13, с. 144–45; его же, Нейтральность профсоюзов, там же с. 429; Сталин И. В., Август Бебель, вождь германских рабочих, Соч., т. 2, М., 1946, с. 201–208; Чагин Б. ?.. Борьба марксизма-ленинизма против философского ревизионизма в конце XIX – начале XX веков, Л., 1959; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Глузберг М., Август Бебель, М., 1959; Кl?hs F., August Bebel. Der Mann und sein Werk, В., 1923.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.