БАЗИС И НАДСТРОЙКА
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
основные категории марксизма; базис - экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка - это система идей и складывающихся в соответствии с ним идеологических отношений.
Источник: Тематический философский словарь
Базис и надстройка
понятия, выработанные в рамках марксистско-ленинской философии. Базис - то же, что и производственные отношения (т.е. отношения, в которые вступают люди в процессе своей материально-производственной деятельности), при этом базис, как некий экономический каркас общества, характеризует эти отношения в связи с понятием надстройки (под которой имеются в виду различные учреждения и организации, настроения, идеи и др.), соответственно отражающей в форме различных духовных образований базис.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития формы экономики (прежде всего общая совокупность производственных отношений) определяет в значительной мере наличие особых форм государства, законодательной системы, идеологии и т.д. Хотя это – общий тезис марксизма, Маркс, тем не менее, понимал, что в реальной истории определение экономических и социальных систем сложнее, чем следует из общего понятия базис и надстройка, ибо исторические детерминанты общественного устройства необходимо анализировать отдельно в рамках общих его категорий. Это предполагает признание того, что отношения между базисом и надстройкой являются отчасти двухсторонними связями, в которых надстроечные формы могут иметь обратную связь и оказывать "относительно автономное" воздействие на базис, не обязательно подрывая идею об определяющем характере экономики "в конечном счете".
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
понятия марксистского учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную структуры общественной формации (см. Формации общественные) и соответствующих конкретных обществ.
Базис формации — совокупность экономических, т. е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные силы и производственные отношения). Надстройка — это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. Различаются две части надстройки: политико-юридическая и идейная, представляющая философские, социологические, политические, юридические, этические, религиозные и др. учения. В духовной жизни общества такие учения наделены идеологическим статусом, т. е. непосредственно участвуют в формировании идеологических отношений и их институциональных форм—правовой системы, государственных и общественных учреждений и организаций и др. В ходе взаимодействия базис и надстройка — причина и следствие—меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые условия его развития. В современном мире проблемы государственного регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на базис) приобретают универсальное значение.
Ю. К. Плетников
Базис формации — совокупность экономических, т. е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные силы и производственные отношения). Надстройка — это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. Различаются две части надстройки: политико-юридическая и идейная, представляющая философские, социологические, политические, юридические, этические, религиозные и др. учения. В духовной жизни общества такие учения наделены идеологическим статусом, т. е. непосредственно участвуют в формировании идеологических отношений и их институциональных форм—правовой системы, государственных и общественных учреждений и организаций и др. В ходе взаимодействия базис и надстройка — причина и следствие—меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые условия его развития. В современном мире проблемы государственного регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на базис) приобретают универсальное значение.
Ю. К. Плетников
Источник: Новая философская энциклопедия
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
основные элементы (подсистемы) общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих и преобладающих в обществе экономических отношений. Он выражает экономическую структуру, экономический строй общества. Как совокупность экономических отношений, он не соотносится с производительными силами, а только с теми общественными, политико-правовыми и идеологическими явлениями, которые находятся вне материального производства. Он выражает социальную функцию производственных отношений. Как базис экономический, он отличается от других сходных понятий: базиса общества, базиса производства, базиса капитализма, технического базиса и др. Экономический базис является основой надстройки. Последняя обусловливается им и в то же время служит необходимой формой его существования и развития. Содержанием надстройки являются три элемента: I) политические, правовые, моральные, художественные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) «сходящие из них идеологические общественные отношения. Надстройка создается для того, чтобы служить базису, способствовать его укреплению и развитию. Связь между базисом и надстройкой включает не только их единство, но и противоречия, иногда значительные. Категории базиса и надстройки имеют существенное значение в социальном познан ни. Они необходимы для правильного понимания многих общественных явлений: общественных формаций, государства, права, форм общественного сознания, некоторых сторон культуры и других. Неправильное употребление этих понятий, попытка распространить их Бакунин на все общественные явления приводит к существенным ошибкам. Так было, например, с определением языка как надстроечного явления (Н. Я. Марр), с надстроечно-классовой характеристикой всей культуры и пауки (Л. А. Богданов), с толкованием как надстроечного международного права, с попытками непосредственного выведения философских и других идеологических воззрений из базиса.
Источник: Краткий философский словарь 2004
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
греч. basis — основание) — основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по Марксу, — это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. — совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б., и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б. Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же — выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения т. наз. "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой.
Р.Н. Дождикова
Р.Н. Дождикова
Источник: Новейший философский словарь
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
понятия, выработанные марксистской наукой об обществе для характеристики его структуры. Установив определяющую роль материального производства в жизни и развитии общества, в духовной деятельности людей, марксизм оказался перед необходимостью конкретизировать это положение, т. е. показать, какая же из сторон производства служит основой идей, взглядов людей, связанных с ними учреждений. Производство включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения. Прямой основой идей и соответствующих им учреждений, организаций являются производственные отношения, а производительные силы связаны с ними через производственные отношения. Последние и представляют собой экономический базис, на фундаменте к-рого складывается все здание того или иного общества, формируются все другие общественные отношения. Таким образом, базис и производственные отношения имеют одно и то же содержание, но понятие базиса характеризует производственные отношения в их связи не с производительными силами, а с надстройкой. В надстройку входят отражающие базис идеи и складывающиеся в соответствии с ними идеологические отношения, а также организации и учреждения (государство, суд, церковь и т. д.). Б. и н. исторически развиваются. Каждое исторически определенное общество — общественно-экономическая формация имеет определенный базис и соответствующую ему надстройку. При переходе от одной формации к другой совершается переворот в экономических отношениях, т. е. один базис сменяется другим. В соответствии с этим более или менее быстро происходит переворот и во всей громадной надстройке. При этом все старое, отжившее ликвидируется, а все прогрессивное (напр., в морали) сохраняется. Некоторые изменения, не затрагивающие их основного содержания, Б. и н. претерпевают в рамках отдельной формации. Так, переход от капитализма к империализму сопровождается не только изменением в экономике, но и усилением реакционных тенденций во всей надстройке. В условиях социализма совершенствование экономических отношений вызывает изменения в надстройке, открывающие более широкие возможности для вовлечения масс в управление государством. Надстройка не просто отражает базис, происходящие в нем изменения, но и активно воздействует на него. Она потому и возникает, что без нее базис не может существовать и сохраняться. Ведь в обществе все делается людьми. А люди действуют, всегда руководствуясь своими желаниями, стремлениями, т. е. идеальным отражением своих реальных потребностей. С помощью различных идей, учреждений, организаций они осознают эти потребности и реализуют их. Но в классовом обществе экономическое положение людей (а следовательно, и их материальные потребности) различно. Поэтому различны и создаваемые ими идеи и учреждения. Экономически господствующий класс создает идеи и учреждения, направленные на сохранение и укрепление того базиса, к-рый обеспечивает ему господствующее положение в обществе. Иное назначение идей и учреждений, отражающих интересы угнетенных классов. Они направлены в конечном счете на коренное изменение данного базиса. Таким образом, в антагонистическом обществе надстройка отражает базис с позиций различных классов. В социалистическом обществе, где нет классов с противоположными интересами, надстройка перестает носить противоречивый характер. Она выражает интересы самих трудящихся масс и служит орудием не только сохранения социалистического базиса, но и дальнейшего его развития.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Базис и надстройка
учение, раскрывающее связь экономических общественных отношений и всех др. отношений данного об-ва. Б. называется совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру об-ва. Понятия «Б.» и «производственные отношения» равнозначны, но не тождественны. Понятие «производственные отношения» соотносится с понятием «производительные силы». Понятие же «Б.» соотносится с понятием «Н.». В Н. входят: идеи, организации и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, иначе наз. формами общественного сознания. Все формы общественного сознания так или иначе отражают экономические отношения, экономическую структуру об-ва: одни — непосредственно, как, напр., политическая и правовая формы сознания; др. — опосредствованно, как, напр., искусство, философия. Последние связаны с экономическим Б. через такие звенья, как политика и др. Надстроечные отношения включают в себя идеологические отношения (Идеология). В отличие от производственных отношений, к-рые складываются независимо от сознания людей, идеологические отношения, прежде чем им сложиться, проходят через сознание. Будучи определены Б., надстроечные явления имеют относительную самостоятельность в своем развитии. С каждой формой общественного сознания связаны и определенные организации и учреждения: с политическими идеями связаны политические партии, с политическими и правовыми идеями—государственные учреждения, с религиозными идеями — церковь и церковные организации и т. п. Каждая общественно-экономическая формацияимвет определенный Б. и соответствующую ему Н. Исторически различаются Б. и н. рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического об-в. Изменения Б. и н. происходят в результате смены одной общественно-экономической формации др. Н. проходит известную эволюцию и внутри данной формации. Напр., при переходе к империализму изменение Н. характеризуется усилением реакции. В условиях социализма политическая Н. развивает все более демократические формы своей организации. Примером может служить превращение в период развернутого строительства коммунизма государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Н., будучи порождением экономического Б. и его отражением, не есть нечто пассивное, бездеятельное. Она играет активную роль в историческом процессе, влияя на все его стороны, в т. ч. и на породившую ее экономику. В об-ве, основанном на частной собственности, Б. и н. имеют антагонистическую структуру. В капиталистическом об-ве, напр., ведется ожесточенная идеологическая борьба между буржуазией и пролетариатом — между политическими, моральными, философскими и т. д. взглядами этих враждебных друг другу классов. Антагонистическая природа Н. в об-ве, расколотом на классы, обусловливает и противоположную роль идеологий разных классов в их отношении к экономическому Б. Если в капиталистическом об-ве буржуазная политическая Н. с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п. направлена на активное служение экономическому Б. капитализма, то пролетарская идеология и пролетарские организации направлены на революционное низвержение капитализма и ликвидацию его экономических основ. Только в социалистическом об-ве, где производственные отношения свободны от антагонизмов, Н. становится все более однородной в социальном отношении и служит общей цели: последовательному совершенствованию и развитию экономического Б. социализма.
Источник: Философский словарь. 1963
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
категории исторического материализма, выработанные для характеристики осн. структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Они позволяют дать анализ этих структур под углом зрения материалистического решения основного вопроса философии применительно к об-ву. В противовес различного рода концепциям технологического детерминизма, пытающимся непосредственно вывести характеристики об-ва из используемой им техники и технологии, марксизм доказывает, что основой господствующих в об-ве идей, учреждений и организаций является экономический" В., т. е. присущая об-ву совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Ленин характеризовал Б. как “экономический скелет” общественной формации. Н.— это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него. В Н. входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, к-рые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей, наз. идеологическими, ибо, определяясь Б., они складываются в соответствии с указанными формами идеологического сознания, выступая как политические, правовые, нравственные и т. д. общественные отношения; в) совокупность учреждений и организаций — политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д. Б. и н.— понятия соотносительные. Б. определяет качественную особенность данной формации, тем самым, отделяя ее от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие социальной и духовной жизни каждой формации. Взятые вне связи с понятием формации, они становятся мертвыми, как органы, отделенные от организма. Б. и н.— явления, обязательные для всех формаций и специфичные для каждой из них. Живя в об-ве и подчиняясь требованиям объективных законов, люди вынуждены вступать в материальные отношения, образующие Б. всей их общественной жизни. При переходе от одной формации к другой Б. новой формации зарождается в недрах старой в виде экономического уклада. Поскольку люди действуют как сознательные существа, т. е. объективные законы, потребности, интересы так или иначе отражаются в их сознании, побуждая их к деятельности, на основе материальных отношений с необходимостью возникают определенная идеология и соответствующие ей отношения, учреждения и организации, к-рые образуют Н. данной формации и служат защите и укреплению ее Б. С возникновением классового об-ва осн. учреждением Н, становится государство, обеспечивающее классу, господствующему в экономике, господство во всей системе Н. В ходе развития данной формации и обострения ее противоречий создаются новые идеи, учреждения и организации классами, заинтересованными в ее ликвидации. Эти надстроечные элементы не входят в господствующую Н., к-рая стремится их подавить или по крайней мере ограничить сферу их влияния. В антагонистических формациях Н. со всеми ее идеями, идеологическими отношениями, учреждениями и организациями есть продукт, результат и орудие классовой борьбы. На основе преемственности в материальной жизни об-ва возникает преемственность и в надстроечной сфере. Завоевания классово-антагонистических формаций становятся моментами общечеловеческого прогресса. Классовый подход не отрицает общечеловеческого, а является формой его проявления. Надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает им возможность активно воздействовать на все стороны общественной жизни, в том числе и на Б. Революционный переход от одной формации к др. связан прежде всего с заменой одного Б. др., в соответствии с чем более иди менее быстро происходит переворот во всей Н. Определенную эволюцию Б. и н. претерпевают и в рамках одной формации, напр. в ходе развития социалистического об-ва, как и в процессе приспособления капитализма к совр. ситуации в мире. Н. хотя и обусловливается Б., но непосредственно выступает как продукт целенаправленной деятельности людей. Поэтому даже в рамках одной общественно-экономической формации она обладает огромной вариативностью и различной степенью активности. Так, совр. Н. зап. государств демонстрируют все новые возможности поддержания устойчивости капиталистического Б., а при социализме смогла сложиться противоречащая природе его Б. Н. в виде командно-бюрократической системы. Революционная перестройка, осуществляемая в нашей стране, призвана прежде всего преобразовывать сферу Н., чтобы сделать ее способной служить прогрессивному развитию социалистического об-ва и его Б.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ.-экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих ее обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 6-7). В. И. Ленин подчеркивал, что осн. идея материалистич. понимания истории «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования» (ПСС, т. 1, с. 149). В отличие от материальных, идеологич. обществ, отношения зависят от сознания людей, их формирование опосредствовано обществ. сознанием. И те и другие отношения имеют сложную структуру. Материальными отношениями, составляющими обществ. форму развития производит. сил, являются производств. отношения, возникающие в процессе произ-ва, обмена и распределения материальных благ. Надстройка (Н.) как целое включает в себя идеологич. (политич., правовые и др.) отношения, связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии - т. е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответств. орг-ции и учреждения - гос-во, политич. партии, обществ. орг-ции и т. д.
Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают механизм детерминации обществ. явлений и отношений. Базис (Б.) определяет Н., ее особенности, структуру, т. е. II. строится не произвольно, а в соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя по отношению к отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и н. характеризуют конкретный облик определ. обществ.-экономич. формации. Б., являясь экономич, формой произ-ва, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и отношений. Он составляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, к-рый с помощью Н. облекается «плотью и кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих производств. отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, ее отличия от других формаций важна качеств. определенность господствующего типа производств. отношений, его доминирование в рамках данной формации.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что в истории конкретных обществ практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси» отношений, доставшихся от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей, более высокой обществ.-экономич. формации.
Поэтому, выделяя господствующий тип производств. отношений, наука как бы отвлекается от особенностей той или иной страны, ее конкретной ступени развития, особых историч. и культурных традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих наряду и одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ. общества для получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и соответствующие ему явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений, составляющих экономич. структуру данного общества.
Вне конкретно-историч. подхода, без учета всех типов производств. отношений был бы невозможен, напр., детальный анализ многоукладной экономики России в переходный период, к-рый позволил В. И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма, создания его Б. и н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для развивающихся стран с их сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.
Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях, категории Б. и н. служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа закономерностей и механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.
Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает и закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом классово антагонистич. обществе существуют элементы Н., выполняющие по отношению к породившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои социальные функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому было бы упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать связь Б. и н. как однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. взаимосвязь и взаимозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б., а следовательно, и на все общество, включаясь в процесс развития общества как относительно самостоят. фактор, имеющий свои специфич. законы генезиса, функционирования и развития.
Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент Н., овладевая массами, становится могучей материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакц. идеология ведет к задержке развития, а то и к величайшим человеч. трагедиям (человеконенавистнич. идеология фашизма, империалистич. идеология, защищающая интересы монополистич. капитала, агрессию и милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
Социалистич. Б. и н. качественно отличаются от Б. и н. всех предшествующих формаций как по содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистич. производств. отношения, выражающие обществ. собственность на средства произ-ва, не могут, в силу антагонизма труда и капитала, возникнуть в рамках капитализма, в к-рых создаются только отд. элементы Н. будущего общества - коммунистич. партии, науч. идеология марксизма-ленинизма и социалистич. формы сознания. В то же время капитализм развивает совр. производит. силы, к-рые вступают в конфликт с частно-капиталистич. формой присвоения, характерной для бурж. Б. Данный конфликт разрешается социалистич. революцией, к-рая разрушает бурж. гос. машину и создает гос-во нового типа - диктатуру пролетариата, к-рая служит рычагом экономич. преобразования общества на социалистич. началах. По мере становления и развития нового Б. происходят качеств. изменения и в социалистич. Н., возрастает роль ее важнейших элементов - коммунистич. партии и гос-ва - в разработке научно обоснованных планов социально-экономич., политич. и культурного прогресса общества, в управлении процессом развития социалистич. обществ. отношений.
Утверждение Б. и н. развитого социалистич. общества получило выражение и закрепление в Конституции СССР, в к-рой четко охарактеризованы экономич., социальная и политич. системы развитого социализма, раскрыты их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают механизм детерминации обществ. явлений и отношений. Базис (Б.) определяет Н., ее особенности, структуру, т. е. II. строится не произвольно, а в соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя по отношению к отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и н. характеризуют конкретный облик определ. обществ.-экономич. формации. Б., являясь экономич, формой произ-ва, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и отношений. Он составляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, к-рый с помощью Н. облекается «плотью и кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих производств. отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, ее отличия от других формаций важна качеств. определенность господствующего типа производств. отношений, его доминирование в рамках данной формации.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что в истории конкретных обществ практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси» отношений, доставшихся от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей, более высокой обществ.-экономич. формации.
Поэтому, выделяя господствующий тип производств. отношений, наука как бы отвлекается от особенностей той или иной страны, ее конкретной ступени развития, особых историч. и культурных традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих наряду и одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ. общества для получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и соответствующие ему явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений, составляющих экономич. структуру данного общества.
Вне конкретно-историч. подхода, без учета всех типов производств. отношений был бы невозможен, напр., детальный анализ многоукладной экономики России в переходный период, к-рый позволил В. И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма, создания его Б. и н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для развивающихся стран с их сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.
Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях, категории Б. и н. служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа закономерностей и механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.
Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает и закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом классово антагонистич. обществе существуют элементы Н., выполняющие по отношению к породившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои социальные функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому было бы упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать связь Б. и н. как однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. взаимосвязь и взаимозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б., а следовательно, и на все общество, включаясь в процесс развития общества как относительно самостоят. фактор, имеющий свои специфич. законы генезиса, функционирования и развития.
Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент Н., овладевая массами, становится могучей материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакц. идеология ведет к задержке развития, а то и к величайшим человеч. трагедиям (человеконенавистнич. идеология фашизма, империалистич. идеология, защищающая интересы монополистич. капитала, агрессию и милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
Социалистич. Б. и н. качественно отличаются от Б. и н. всех предшествующих формаций как по содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистич. производств. отношения, выражающие обществ. собственность на средства произ-ва, не могут, в силу антагонизма труда и капитала, возникнуть в рамках капитализма, в к-рых создаются только отд. элементы Н. будущего общества - коммунистич. партии, науч. идеология марксизма-ленинизма и социалистич. формы сознания. В то же время капитализм развивает совр. производит. силы, к-рые вступают в конфликт с частно-капиталистич. формой присвоения, характерной для бурж. Б. Данный конфликт разрешается социалистич. революцией, к-рая разрушает бурж. гос. машину и создает гос-во нового типа - диктатуру пролетариата, к-рая служит рычагом экономич. преобразования общества на социалистич. началах. По мере становления и развития нового Б. происходят качеств. изменения и в социалистич. Н., возрастает роль ее важнейших элементов - коммунистич. партии и гос-ва - в разработке научно обоснованных планов социально-экономич., политич. и культурного прогресса общества, в управлении процессом развития социалистич. обществ. отношений.
Утверждение Б. и н. развитого социалистич. общества получило выражение и закрепление в Конституции СССР, в к-рой четко охарактеризованы экономич., социальная и политич. системы развитого социализма, раскрыты их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Источник: Советский философский словарь
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
от греч. ????? – основание) – основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, "состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми" (Соч., 4 изд., т. 1, с. 134). Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859). Маркс писал в этом предисловии: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6–7). Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а также такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления – значит ставить их на голову, извращать их действительную связь. Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства – экономические или производственные отношения – складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил. Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения. Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в указанном выше предисловии к "К критике политической экономии": "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый, переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются за его разрешение" (там же, с. 7). Общественная надстройка потому называется "надстройкой", что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис – такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов. В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом. Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, напр., в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов. В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях." Процесс возникновения и развития общественных идей – сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т.е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий. Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость своего реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил. В известные исторические периоды наблюдаются и такие факты, что данная надстройка еще способствует развитию общества в одном отношении, одних его сторон и тормозит развитие других его элементов, сторон, процессов. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, пишет: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении, – тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 427–28). То, что здесь сказано о роли государства, это можно сказать о роли надстройки в целом, поскольку речь идет о предшествующих социалистическому обществу формациях. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка – это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений. Условия возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки своеобразны, специфичны, как специфично возникновение социалистического общества по сравнению с капитализмом. Экономический базис социализма не возникает и не может возникнуть в недрах капитализма. Необходимыми условиями возникновения социалистического базиса являются: 1) современные производительные силы и конфликт их с капиталистическими производственными отношениями; 2) социалистическая революция и диктатура пролетариата. Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию. Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма. Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в капиталистич. обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата. Далее. Социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, им обусловлена. Развитие социалистической экономики, ее изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке. Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнет, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В противоположность капиталистич. базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа произ-ва в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфич. закономерности развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях социализма, возрастает роль политич. и идеологич. надстройки. В капиталистич. обществе экономика и ее законы действуют стихийно. В условиях социализма роль Советского государства, Коммунистической партии, роль марксистско-ленинской теории и социалистическое сознание масс – социалистическая общественная надстройка в целом, играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль. Стихийному развитию на смену приходит развитие осознанное. Из царства слепой необходимости осуществляется скачок в царство свободы. Социалистическая надстройка изменяется, развивается вслед за развитием и в соответствии с развитием социалистического базиса. Так, в ходе общественного развития отмирают одни функции социалистическое государства (напр., функция подавления эксплуататоров) и получают развитие функции организационно-хозяйственные, культурно-воспитательные, а также функция защиты социалистической Родины от империалистических сил. Социалистическая надстройка является активным и могучим орудием строительства коммунистического общества. В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль Коммунистической партии, коммунистического сознания, роль убеждения, роль морального, идейного начала во всей общественной жизни. Сохраняющиеся еще в условиях социалистического общества родимые пятна, пережитки сознания старого общества мешают, тормозят развитие общества, строительство коммунизма. Поэтому преодоление пережитков капитализма в сознании людей, коммунистическое воспитание их является важнейшим условием строительства коммунизма, формирования нового человека. Чем выше коммунистическая сознательность народа, тем успешнее будет происходить строительство коммунистического общества. По вопросу о базисе в марксистской литературе высказывались неправильные взгляды, отождествлявшие базис со способом производства. Но это несколько различные, не совпадающие друг с другом категории. По вопросу о надстройке в работе И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" (1950) выдвинут был взгляд, что, в отличие от языка, надстройка живет недолго, только одну эпоху. Верно, что надстройка общества как целое живет одну эпоху. Надстройка рабовладельческого общества рухнула вместе с рабовладельческим базисом. В нашей стране вместе с ликвидацией капиталистического базиса была ликвидирована и буржуазная надстройка. Это верно. Но верно также и то, что целый ряд идеологических явлений, таких как религия или ее отдельные формы: христианство, иудаизм, магометанство – в силу ряда исторических условий переживают свою эпоху. Христианство зародилось в эпоху рабства, существовало в эпоху феодализма, капитализма, правда, несколько видоизменяясь. Но от этого религия и ее указанные формы не перестали быть частью соответствующих надстроек. В силу традиций, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, а также в силу нек-рых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, нек-рые идеологич. формы и общественные идеи, взгляды переживают эпоху, в к-рую они возникли, наследуются и используются другими, последующими общественными формациями. Но не только реакционные идеологические формы в силу отставания сознания сохраняются в последующих общественных формациях с их новым базисом. Переживает века и сохраняется народами, прогрессивными силами великое классическое искусство, искусство Эсхила, Софокла, Еврипида, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Шекспира, Гете, Пушкина, Глинки, Репина, Чайковского и других корифеев. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного базиса и надстройки другим базисом и надстройкой уничтожается, ликвидируется революционными силами лишь реакционное, отживающее. И, наоборот, сохраняется все великое, передовое, что было в области духовной культуры, в искусстве. Иначе не было бы прогресса. Поэтому элемент большей или меньшей "длительности", как критерий отнесения общественных явлений к "надстроечным" и "ненадстроечным", выдвинутый И. В. Сталиным, как видим, является неправильным, он противоречит историческим фактам. Понятия "Б." и "Н." имеют глубокое методологич. значение, вооружая исследователя обществ. жизни материалистич. пониманием обществ. явлений, пониманием необходимости доводить анализ идеологич. явлений в обществе до их материального основания, базиса, где коренится источник и причина их возникновения и развития. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1956; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову 28 дек. 1846 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, [M.], 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; его же, [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же; его же, [Письмо] Г. Штаркенбургу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Революция учит, там же, т. 9; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, Материалистическое понимание истории, там же, т. 2, М., 1956; его же, [Об "экономическом факторе". Окончательная редакция], там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3, М., 1957; Грамши ?., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 58–59, 69–72; Лабриола ?., Исторический материализм, П., 1922; Благоев Д., Диалектический материализъм и теория на познанието, Избр. произв., т. 2, С., 1951; Глезерман Г. Е., Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Корнфорт М., Диалектический материализм, М., 1956, с. 211–40, 266–77; Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества. M., 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, "Коммунист", 1957, No 4; Новожилова Л. И., Некоторые особенности возникновения социалистического базиса, "Уч. зап. ЛГУ", 1958, No 264. Сер. философских наук, вып. 15; Пилипенко Н. В., Развитие и укрепление базиса и надстройки социалистического общества при постепенном переходе от социализма к коммунизму, "Уч. зап. Ярославск. пед. ин-та", 1959, вып. 19; Славов П., По някои въпроси на теорията за базата и надстройката, "Философската мисъл". С., 1959, No 3; Чхиквадзе В. М. и Зивс С. Л., Против современного реформизма и ревизионизма в вопросе о государстве, М., 1959; Основы марксистской философии, М., 1959, с. 431–48; Константинов Ф. В., Федосеев П. Н., К изучению основ марксистско-ленинской философии, "Вопр. философии", 1960, No 2, с. 35–36, 39–40; Desanti J.-T., Sur quelques probl?mes concernant la base et la superstructure, "Cahiers du communisme", P., 1955, No 3; Kuczynski J., Basis und ?berbau beim ?bergang von einer zur anderen Klassengesellschaft, "Z. Geschichtswiss.", В., 1955, ?. 1, его же, ?ber einige Probleme des historischen Materialismus, dargestellt vornehmlich an Beispielen aus der deutschen Geschichte, В., 1956; Bako? ?., ? ot?zkam nadstavby a nadstavbovosti umenia, "Predvoj", Brat., 1958, c. 50. Ф. Константинов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.