(р. 13.1.1952) — спец. по филос. проблемам антропосоциогенеза; д. филос. н. Р. в Новосибирске. Закончила ист. ф-т Томского гос. ун-та (1975), асп. кафедры филос. Новосибирского гос. ун-та (1985). Канд. дисс. — «Методологическое значение категории снятия в исследовании антропосоциогенеза». Докт. дисс. — «Формирование культуры и творчества в антропосоциогенезе». Работала в Абаканском филиале Красноярского политехнического ин-та. С 1985 — в Новосибирске, в наст. вр. — зав. кафедрой филос. Новосибирского гос. мед. ун-та и проф. кафедры архит. теории и композиции Новосибирского гос. архитектурно-худож. академии. Выдвинутая Б. концепция происхождения человека предполагает, что в ходе антропосоциогенеза в целях повышения эволюционной конкуретоспособности вида homo sapiens была узаконена как осн. способ существования такая форма особи и группы, при к-рой осн. закономерности процесса биол. видообразования закреплялись во времени особым внегенетическим образом — культурой, к-рая интерпретирована как стереотипизиро ванная во времени и пространстве мера репродуктивно-творч. деятельности, позволяющая особи формировать автономность индивидуального бытия без потери зависимости от группы и без изменений биол. характеристик вида.
Соч.: Происхождение человека: концепция переходных состояний развития. Новосибирск, 1993; Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития // Известия СО РАН. Сер. «История, филология и философия». 1993. № 2; Теория познания: познание как отражение действительности // Философия: Уч. М., 2002; Пропедевтика философии и философские основания медицины. Новосибирск, 2006; Биоэтика. Новосибирск, 2006.
БАЖУТИНА Татьяна Олимповна
БАЖУТИНА Татьяна Олимповна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009