(Basel, First Confession of, 1534).
Исповедание протестантской веры, составленное Освальдом Миконием в 1532 г., одобренное и опубликованное городским советом Базеля (Швейцария) в 1534 г. как официальный Символ веры этого города. Включает двенадцать статей. В 1536 г. исповедание принял соседний немецкий г. Мюльхаузен; поэтому его называют и Мюльхаузенским исповеданием. Первое Базельское исповедание следует отличать от Первого Гельветического исповедания 1536 г., к-рое известно еще и под названием Второе Базельское исповедание. Последнее включало 2 7 статей и было принято семью городами Швейцарии. К-ром е того, Первое Базельское исповедание нужно отличать от Второго Гельветического исповедания 1566 г., составленного Генрихом Буллингером. Второе Гельветическое исповедание состояло из 30 пространных глав и получило широкое признание в протестантском мире.В 1522 г. Иоганн Эколампадий прибыл в Базель; в 1529 г. город официально принял Реформацию. В обращении Эколампадия к Базельскому синоду, сделанному за месяц до смерти, содержалось краткое личное исповедание веры и изложение Апостольского символа. Обычно считается, что Освальд Миконий, преемник Эколампадия, при составлении Первого Базельского исповедания воспользовался именно этим документом.Первое Базельское исповедание представляет простое и старательное изложение протестантской веры, противопоставляемой и католицизму, и анабаптизму. Двенадцать статей содержат положения о Боге, человеке, промысле Божьем, Христе, Церкви, Вечере Господней, церковной дисциплине, государстве, вере и добрых делах, Страшном суде, Божьих заповедях и крещении младенцев. Хотя в Первом Базельском исповедании нет отдельной статьи о Св. Писании, оно завершается словами: "Наконец, мы желаем подвергнуть наше исповедание суду божественных библейских писаний. Будь мы научены тем же Св. Писанием чемуто лучшему, мы со всей готовностью и величайшей благодарностью подчинимся Богу и святому слову Его". Ежегодно, с 1534 по 1826 г., Первое Базельское исповедание зачитывали с церковных кафедр Базеля в дни Пасхальной недели. Оно оставалось официальным Символом веры города до 1872 г., когда было отвергнуто под влиянием либеральных идей Просвещения.
F.Н. klooster (пер. Ю.Т.) Библиография: P. Schaff, Creeds of Christendom, 1,38588; A. C. Cochrane, Reformed Confessions of the 16th Century; F. Buri, Basler Bekenntnis heute.
См. также: Исповедания веры.