действующее лицо в известном романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", воплотившее в себе настроения и убеждения тех людей шестидесятых годов, представителем которых являлся Д. И. Писарев (см. выше). Вокруг фигуры Базарова разгорелись страстные споры: консервативная критика поняла ее как "обличение народившегося нигилизма", часть радикальных прогрессивных кругов усмотрела в ней клевету на молодое поколение, а Писарев признал в Базарове "мыслящего реалиста", огромную силу своего времени.
По мысли самого автора, роман был скорее обличением органических недостатков дворянского класса, он должен был показать, как даже лучшие представители этого класса оказываются несостоятельными перед человеком нового типа, сильным и жизнеспособным, вынесшим из пройденной им суровой школы жизни глубокое отвращение к дворянскому безделью и способность к неутомимому труду.
Базаров - враг всякой эстетики, потому что она до сих пор была уделом "проклятых барчуков". Жизнь для него "не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". "Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя, - говорит Писарев, - он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди никакой высокой цели, в уме никакого высокого помысла, и при всем этом сила огромная", - сила отрицания всех основ осужденного историей быта. /Т. 20/
0.00 байт
Идеи гносеологии Владимира Базарова
В статье рассматриваются гносеологические идеи Владимира Базарова, одного из важнейших представителей русского эмпириокритицизма, в сравнении с идеями Эрнста Маха.