БАУР ФЕРДИНАНД ХРИСТИАН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БАУР ФЕРДИНАНД ХРИСТИАН

1792-1860) — нем. протест, теолог и историк раннего христианства, глава ном-тюбингенской школы в богословии. По своим филос. взглядам был гегельянцем. Ведущим началом в возникновении христианства считал борьбу направлений апостолов Петра и Павла. Б. внес определенный вклад в датировку и изучение истории отд. книг Нового завета.

Источник: Атеистический словарь

БАУР Фердинанд Христиан
(1792—1860) - нем. протестантский историк христианства, основатель и глава тюбингенской школы в богословии; с 1825 проф. богословия в Тюбингене. С нач. 30-х гг. Б. стал гегельянцем и в дальнейшем исходил в своих религ.-истор. и филос. построениях из идеалистич. диалектики Гегеля. В частности, историю первонач. христианства и его отражение в книгах Нового завета он рассматривал как борьбу противоположностей нетринизма и паулинизма (см. Петр и Павел).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БАУР Фердинанд Христиан
21 июня 1792, Щмилден—2 декабря I860, Тюбинген)— немецкий теолог, с 1826—профессор Тюбингенского университета, глава Тюбингенской критико-теологической школы. Испытал влияние Шлейермахера и Гегеля. Основной предмет его исследований—раннее христианство, которое он стремился изучать научными методами, в частности принадлежность посланий св. Павлу, основные этапы церковной историографии, которая рассматривается под углом зрения борьбы противоположных течений—гностицизма, монтанизма и др. Учениками Баура были Д. Штраус, Э. Целлер, К. Планк, О. Пфлейдер и др.

Источник: Новая философская энциклопедия

Баур, Фердинанд Христиан
(Ваиг, Ferdinand Christian, 17921860).
Не мецкий протестантский теолог, основатель Тюбингенской школы н.з. критики. С 1826 г. и до своей кончины преподавал теологию в Тюбингенском университете. Баур выдвинул радикальную концепцию происхождения христианства и н.з. писаний; убежденный в несостоятельности традиционных воззрений, связывающих начало христианства с божественным откровением, боговоплощением, телесным воскресением Христа и т.д., он стремился найти ему " строго историческое "(не сверхъестественное) объяснение. Методологической основой нового историкотеологического подхода послужила гегелевская философия истории (трудно согласиться с П. Ходжсоном, крый отрицает влияние Гегеля на Баура; см. работы В. Гейгера и Г. Харриса). Хотя в XIX в. Баур сыграл главную роль в развитии историкокритического метода, его скорее можно назвать философом и теологом, чем библеистом и историком. Тем не менее он опубликовал пять книг и целый ряд важных статей по вопросам н.з. исследований. Полнее всего его взгляды представлены в книге "Павел, апостол Иисуса Христа" (в 2т., 1845). Свой основной тезис о природе раннего христианства и его главных документах, не претерпевший существенных изменений за всю жизнь автора, Баур впервые выдвинул в статье 1831 г. о т. н. "партии Христа" в переписке ап. Павла с коринфянами. По Бауру, несмотря на кажущееся единство вероучения и религиозной практики в первых церковных общинах, в раннем христианстве существовал ожесточенный конфликт между двумя группами верующих, исповедующими разные теологические убеждения,  христианами из иудеев (партия ап. Петра) и христианами из язычников (партия ап. Павла). Т.о., каждый н.з. документ следует рассматривать в свете присущей ему "тенденции", особой теологической позиции, крую он выражал в историческом контексте раннего христианства. Баур полагал, что н.з. произведения можно разбить на три группы: палеетинскоеврейские (напр., Мф, к-рое Баур признавал древнейшим Евангелием), эллинистическопаулинистические (Рим, 1 и 2 Кор и Гал,  их Баур считал единственно подлинными посланиями ап. Павла) и соборные (Деян и болыпинство остальных н.з. писаний). Деян он датирует сер. II в. н.э. и, само собой, не признает за ними никакой ценности для истории христианских общин 3060х гг. н.э.Несмотря на то что сегодня уже никто не принимает целиком критику Баура, некрые его идеи обнаруживаются в работах современных критиков НЗ,  о расколе между ап. Павлом и палестинскими апостолами, об исторической недостоверности Лк и Деян, о несостоятельности традиционной ортодоксии. Самые известные ученики Баура: Д.Ф. Штраус, А. Ритчльи Э. Целлер. Штраус и Ритчль отошли от Баура; Целлер стал его зятем.
W. W. GASQUE (пер. Ю. Т.)
Библиография: W.W. Gasque./l History of the Criticism of the Acts of the Apostles; W. Geiger.
Speculation und Kritik: Die Gescliichtstheologie F.C.Baurs; H.Harris, The Tubingen School; P. C. Hodgson, The Formation of Historical Theology: A Study of F. C. Baur.
См. также: Тюбингенская школа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь