БАУМГАРТЕН АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАУМГАРТЕН АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ

немецкий философ (Берлин, 1714 — Франкфурт-на-Одере, 1762). Принадлежит к философской школе Лейбница и Вольфа. Известен тем, что первым отделил под именем эстетики науку о красоте от прочих разделов философии («Aecthetica acromatica», 1750-1758).

Источник: Философский словарь

БАУМГАРТЕН АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ (1714—62)

нем. философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд “Эстетика” (Т. 1, 1750; Т. 2, 1758). Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие “эстетика” соответствовало потребностям развития эстетической мысли и способствовало становлению эстетики как самостоятельной философской дисциплины.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БАУМГАРТЕН Александр Готлиб
17.6. 1714, Берлин - 26.5.1762, Франкфурт-на-Одере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос. дисциплины. Проф. ун-та во Франкфурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию к-рого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией прекрасного, поскольку чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трех осн. элементов: содержания, порядка и выражения. Б. внес большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых зачастую ошибочно приписывается Канту.

Источник: Советский философский словарь

БАУМГАРТЕН Александр Готлиб
писатель-философ; p. 17.7.1714 (Берлин) — ум. 26.5.1762 (Франкфурт-на-Одере), будучи профессором; ученик Вольфа, «систему» которого он дополнил новой дисциплиной, став основателем эстетики как самостоятельной науки («Aesthetica», 2 Bde., 1750—1758); его «Метафизику» (1739) Кант положил в основу своих лекций. Осн. соч.: Metaphysika, 1739, 1779 (Repr. 1963); Ethica philosophica, 1740, 1763 (Repr. 1969); Aesthetica, I—II, 1750—1758 (Repr. 1961); Philosophia generalis, изд. 1770 (Repr. 1968). Riemann. Die Ästhetik A. G. B.s, 1928 (Repr. 1973); H.Peters. Die Ästhetik B.s, 1934; U. Franke. Kunst als Erkenntnis. Die Role der Sinnlichkeit in der Ästhetik des A. G. B., 1972; H. R. Schweizer. Ästhetik als Philos. dersinnl. Erkenntnis. Eine Interpretation der «Aesthetica» A. G. B.s mit teilweiser Wiedergabe des lat. Textes u. dt. Übersetzung, 1973; M. Jäger. Kommentierende Einf. in B. s «Aesthetica», 1980 (mit Bibi.); M. Jäger. Die Ästhetik als Antwort auf das kopernikan. Weltbild, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БАУМГАРТЕН Александр Готлиб
17 июля 1714, Берлин—26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) — немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X. Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика.
Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». Три основных компонента эстетического совершенства—мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие «эстетической истины», постигаемой благодаря «аналогиям разума», в противовес «логической истине», схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках категории эстетического «величия» (magnitude) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия «субъективный» и «объективный» в современном значении, а также термины «в себе» («само по себе») и «для себя».

Источник: Новая философская энциклопедия

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб
1714—62) — нем. философ, последователь учений Г. В. Лейбница и X. Вольфа, основоположник эстетики нем. классической философии. В 1735 г. Б. впервые ввел термин «эстетика» (от древнегреч. aisthetikos—чувственно воспринимаемый), к-рым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах иск-ва. Эстетика, согласно Б., имеет практическое значение для иск-ва мышления и для собственно иск-ва. Она применяется в филологии, герменевтике (науке об истолковании текстов), риторике, поэтике, в теории музыки и т. д. Эстетика подразделяется Б. на учение «о вещах и о предметах мысли» (эвристика), методологию (учение об организации худож. произв.) и семиотику — учение об эстетических знаках (Эстетика и семиотика), в т. ч- используемых в иск-ве. Красота, по Б., есть «совершенство чувственного познания». При этом под чувственностью он понимал не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение. Б. рассматривал также понятие «величина», положив начало исследованию возвышенного в нем. эстетике и соотношения эстетического и этического. Эстетика, по Б., призвана выявить законы «эстетического искусства», т. е. общие закономерности худож. творчества, проявляющиеся в конкретных иск-вах. Произв. иск-ва, помимо худож. отделки, должно, по его мнению, обладать богатством содержания, величием, истинностью, ясностью, достоверностью и живостью познания. Красота произв. иск-ва, его эстетическое совершенство заключается в согласовании содержания, порядка и выражения. Б. не успел разработать все намеченные им элементы предмета эстетики. Заслугой его можно считать стремление постигнуть специфику иск-ва (различение логической и эстетической истины, подчеркивание чувственного характера худож. образов, утверждение важности индивидуального для худож. познания и роли воображения в поэтическом вымысле). Значение теоретических разработок Б. состоит не только в том, что он был «крестным отцом» эстетики, дав ей наименование, но и в том, что выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, наметив ряд ее важнейших проблем. Такое самоопределение эстетики было обусловлено развитием эстетической мысли и худож. практики XVIII в., когда возникла потребность теоретического осмысления новых проблем эстетического отношения, в особенности проблемы эстетического вкуса. Эстетические воззрения Б. изложены в его диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» (1735), в «Метафизике» (раздел «Психология», 1739), в незаконченном трактате «Эстетика» (т. I, 1750; т. II, 1758), в записях лекций по эстетике, опубликованных в 1907 г.

Источник: Эстетика: Словарь

БАУМГАРТЕН АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ

Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714 – 26 мая 1762) – нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстетики. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. философии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер. Лекции Б. охватывали все части философии. Опираясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от математики. В отличие от математики, предмет к-рой – количества, философия, по Б., – наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич. и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией. Он различал, вслед за Лейбницем и Х. Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интеллектуальное) познание. Логике как науке о рассудочном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств. познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (??????????), означающего – относящееся к чувств. восприятию ("Aesthetica", Bd 1–2, 1750–58). С этим чисто гносеологическим значением термина "эстетика" Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вызывает особое чувство – наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т.о., термин "эстетика" получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрасного, а "наука чувственного познания" совпала с "искусством красиво мыслить", ибо чувств. совершенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (consensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обосновал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматривать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода. Историч. ограниченность эстетики Б. – в игнорировании выразит. функции и обществ.-воспитат. значения иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в "Критике чистого разума" термин "эстетика" в узко гносеологич. значении (учения о чувств. познании). Только в "Критике способности суждения" Кант под эстетической способностью разумел способность художеств. вкуса. Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины "субъективный" и "объективный", "в себе" и "для себя", введение к-рых ошибочно приписано Канту. Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris editionis annorum 1750–58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad po?ma pertinentibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936; Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdeburgicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae philosophicae, Halle, 1769; Philosophie generalis, Halae, 1770. Лит.: Самсонов H. В., История эстетических учений, ч. 2, [M.], [б. г.], с 99–111; Вergmann E., Die Begr?ndung der deutschen ?sthetik durch Alex. Gottlieb Baum garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B.] – Charlottenburg, [1930] (Diss); Peters Hans-Geоrg, Die ?sthetik A. G. Baumgartens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; Croce В., Rileggendo I´ "Aesthetica" del Baumgarten, в его кн.: Ultimi saggi, 2 ed., Bari, 1948; F?rster J. Ch., Vergleichung von Charaktern dreyer ber?hmter Weltweisen der neueren Zeiten, n?mlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann ?., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baumgartens unter besonderer Ber?cksichtigung der "Meditationes...", Halle, 1928; Nivelle A., Les th?ories esth?tiques en Allemagne de Baumgarteu a Kant, P., 1955. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.