немецкий философ (Берлин, 1714 — Франкфурт-на-Одере, 1762). Принадлежит к философской школе Лейбница и Вольфа. Известен тем, что первым отделил под именем эстетики науку о красоте от прочих разделов философии («Aecthetica acromatica», 1750-1758).
БАУМГАРТЕН АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ
Источник: Философский словарь
нем. философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, к-рым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Б. посвятил незавершенный труд “Эстетика” (Т. 1, 1750; Т. 2, 1758). Б. не является основателем эстетики как науки, но введенное им понятие “эстетика” соответствовало потребностям развития эстетической мысли и способствовало становлению эстетики как самостоятельной философской дисциплины.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». Три основных компонента эстетического совершенства—мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие «эстетической истины», постигаемой благодаря «аналогиям разума», в противовес «логической истине», схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках категории эстетического «величия» (magnitude) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия «субъективный» и «объективный» в современном значении, а также термины «в себе» («само по себе») и «для себя».
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Эстетика: Словарь
Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714 – 26 мая 1762) – нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстетики. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. философии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер. Лекции Б. охватывали все части философии. Опираясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от математики. В отличие от математики, предмет к-рой – количества, философия, по Б., – наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич. и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией. Он различал, вслед за Лейбницем и Х. Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интеллектуальное) познание. Логике как науке о рассудочном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств. познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (??????????), означающего – относящееся к чувств. восприятию ("Aesthetica", Bd 1–2, 1750–58). С этим чисто гносеологическим значением термина "эстетика" Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вызывает особое чувство – наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т.о., термин "эстетика" получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрасного, а "наука чувственного познания" совпала с "искусством красиво мыслить", ибо чувств. совершенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (consensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обосновал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматривать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода. Историч. ограниченность эстетики Б. – в игнорировании выразит. функции и обществ.-воспитат. значения иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в "Критике чистого разума" термин "эстетика" в узко гносеологич. значении (учения о чувств. познании). Только в "Критике способности суждения" Кант под эстетической способностью разумел способность художеств. вкуса. Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины "субъективный" и "объективный", "в себе" и "для себя", введение к-рых ошибочно приписано Канту. Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris editionis annorum 1750–58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad po?ma pertinentibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936; Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdeburgicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae philosophicae, Halle, 1769; Philosophie generalis, Halae, 1770. Лит.: Самсонов H. В., История эстетических учений, ч. 2, [M.], [б. г.], с 99–111; Вergmann E., Die Begr?ndung der deutschen ?sthetik durch Alex. Gottlieb Baum garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B.] – Charlottenburg, [1930] (Diss); Peters Hans-Geоrg, Die ?sthetik A. G. Baumgartens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; Croce В., Rileggendo I´ "Aesthetica" del Baumgarten, в его кн.: Ultimi saggi, 2 ed., Bari, 1948; F?rster J. Ch., Vergleichung von Charaktern dreyer ber?hmter Weltweisen der neueren Zeiten, n?mlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann ?., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baumgartens unter besonderer Ber?cksichtigung der "Meditationes...", Halle, 1928; Nivelle A., Les th?ories esth?tiques en Allemagne de Baumgarteu a Kant, P., 1955. В. Асмус. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.