БАУЭР ОТТО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Бауэр, Отто
крупнейший теоретик австрийской социал-демократии и II Интернационала. В годы перед войной Бауэр был секретарем с.-д. фракции австрийского парламента. Как теоретик, Бауэр прославился тогда своей теорией культурно-национальной автономии, которая, будучи по существу мелкобуржуазным разрешением национального вопроса, отражала идейную зависимость с.-д. от господствующей австрийской буржуазии. В годы войны Бауэр занимает позицию каутскианства, что в австрийских условиях означало чистейшее оборончество. Русская революция застает его в России, куда он попал, как военнопленный. Не имея возможности открыто выступить, Бауэр под разными псевдонимами защищает линию либердановского Исполкома. Свое идейное сочувствие политике коалиции Бауэр подкрепляет действием: он в 1918 г. входит министром иностранных дел в образовавшееся после революции правительство с.-д. Реннера. В 1920 г. Бауэр, уже отставной министр, руководит вместе с Ф. Адлером созданием 2 1/2 Интернационала. В 1921 г. после введения новой экономической политики Бауэр стал пророчески возвещать, что РКП ведет Россию к чистейшему капитализму. После гамбургского объединительного конгресса 1922 г. Бауэр является одним из лидеров объединенного, т.-е. по существу II Интернационала. /Т. 3/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

БАУЭР ОТТО

Bauer), (5 сент. 1882 – 4 июля 1938) – лидер австр. с.-д-тии, один из основоположников австромарксизма, представитель междунар. реформизма. В философии Б. пытался соединить марксизм с кантианством. В работе "Национальный вопрос и социал-демократия" ("Die Nationalit?tenfrage und die Sozialdemokratie", W., 1907, рус. пер. 1909) Б. по аналогии с кантовской трансцендентальной апперцепцией говорил о некоей "национальной апперцепции", якобы обусловливающей извечное стремление людей группироваться по нациям. Отправляясь от ненаучного понимания нации как совокупности людей, "связанных общностью характера на почве общности судьбы", Б. выдвинул оппортунистич. теорию "культурно-национальной автономии", к-рая подрывала интернациональное единство рабочего движения, обособляла рабочих по национальностям. Теория культурно-нац. автономии была подвергнута резкой критике Лениным и Сталиным (см. В. И. Ленин, Тезисы по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; И. В. Сталин, Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2). В политико-экономич. работах ("Путь к социализму" – "Der Weg zum Sozialismus", 1919) Б. выдвинул антимарксистскую теорию социализации пром-сти, к-рую он противопоставлял национализации капиталистич. собственности, причем в качестве метода ее осуществления предлагал взимание налога с капиталистов. Октябрьской революции 1917 Б. не понял. В брошюре "Мировая революция" ("Weltrevolution", 1919) он характеризовал ее как крестьянскую революцию. Однако в последний период жизни Б. "нашел в себе мужество и силу воли посмотреть фактам в глаза и дать им правильную оценку" (Хрущев Н. С., Выступление перед представителями Объединения австрийских профсоюзов 2 июля 1960 года, "Правда", 1960, 3 июля). В кн. "Между двумя мировыми войнами" (1936) Б. писал, что Советское гос-во пользуется поддержкой широких слоев народа, и выразил уверенность, что Советский Союз "на протяжении немногих лет на деле покажет всем народам мира экономическое, социальное, культурное превосходство социалистического общественного строя". Соч.: Die ?sterreichische Revolution, W., 1923; Sozialdemokratische Agrarpolitik, W., 1926; Der Aufstand der ?sterreichischen Arbeiter, seine Ursachen und seine Wirkungen, Prag, 1934.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.