БАУЭР Бруно
1809-1882) – немецкий философ младогегельянского направления, исследователь раннего христианства. Основные работы: “Критика Евангелия от Иоанна” (1840), “Критика синоптических Евангелий” в 3 томах (1841-1842).
Источник: Религиоведческий словарь
БАУЭР (Bauer) Бруно
род. 6 сент. 1809, Эйзенберг, Тюрингия - ум. 15 апр. 1882, Риксдорф) - нем. теолог; с 1839 по 1842 - профессор в Бонне. Считал, что назначение человека состоит в том, чтобы осуществить внутренний смысл космоса; этим должно определяться и его поведение. Отвергал догматическое понятие Бога и потустороннего мира. Осн. произв.: "Christus und die Cдsaren", 1877; "Philo, StrauЯ und Renan und das Urchristentum", 1874.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БАУЭР Бруно
1809-1882) - нем. исследователь раннего христианства, философ-идеалист младогегельян. направления. Посвятил ряд работ критике Нового завета. Б. доказал, что христианство - духовный продукт греко-римск. культуры. Идейн. истоки христианства Б. усматривал в филос.-богосл. творчестве Филона Александрийского и Сенеки. Осн. работы: «Критика Евангелия от Иоанна» (1840), «Критика синоптических евангелий», т. 1-3 (1841-1842).
Источник: Атеистический словарь
БАУЭР Бруно
6 сентября 1809. Эйзенберг, Тюрингия—15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином)—левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840—42 с Д. Штраусам противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства — исторический. Главной действующей силой истории является «самосознание», христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его
Источник: Новая философская энциклопедия
БАУЭР БРУНО
библейский критик, немецкий философ-гегельянец (Айзенберг, 1809 — Риксдорф, близ Берлина, 1882). В «Обзоре спекулятивной теологии» он пытается примирить философию и теологию (1836-1838). Его «Критика истории Откровения» (1838) имеет своей целью доказать, что Ветхий и Новый Заветы выражают два различных момента божественного Откровения, мгновенные формы универсального сознания. Его произведения: «Критика евангелической теории Святого Иоанна» (1840), «Критика синоптической евангелической теории» (1842). Критиковался Марксом и Энгельсом в «Святом семействе».
Источник: Философский словарь
БАУЭР Бруно
0.9.1809, Айзенберг - 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ, младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным самосознание; считал движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов представил Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелия. Отрицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике субъективный идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология». После 1848 Б. эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О. Бисмарка.
Источник: Советский философский словарь
БАУЭР Бруно
Bauer), (6 сент. 1809 – 13 апр. 1882) – нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Гегельянство). Приват-доцент Берлинского (1834–1839) и Боннского (1839–42) ун-тов. В 1835 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса "Жизнь Иисуса", но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах "Трубный глас страшного суда над Гегелем" 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и "Учение Гегеля о религии и искусстве" ("Hegel´s Lehre von der Religion und Kunst...", 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах "Критика евангелия от Иоанна" ("Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes", 1840) и "Критика синоптических евангелий" ("Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker", Bd 1–3, 1841–42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка. Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ. переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории 13. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества "критических личностей" и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах "критических критиков". Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в "Святом семействе" (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и "Немецкой идеологии" (там же, т. 3). Соч.: Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit, Z. – Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959; Кеgel М., Bruno Bauer und seine Tneorien ?ber die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908 ; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931. А. Панфилова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.