(Bauer, 1809 - 1882) - нем. философ-идеалист и историк религии. В начале своей Деятельности был правым гегельянцем, к концу 30-х гг. перешел на крайне левое крыло гегельянской школы, тогда же сблизился с К. Марксом (позже вместе с ним редактировал «Рейнскую газету»). Филос. и полит. эволюция К. Маркса к диалектич. материализму и коммунизму заставила его порвать с Б. В 1845 К. Маркс выпустил вместе с Ф. Энгельсом резко полемич. произведение, специально направленное против Б. и его группы - «Св. семейство» (Соч. Изд. 2. Т. 2), а затем они продолжили критику Б. в «Нем. идеологии» (там же. Т.3).
В своих многочисл. трудах по библ. критике, среди к-рых главные - «Критика Евангелия от Иоанна» (1840), «Критика синоптич. евангелий» (т. 1-3. 1841-1842), «Христос я цезари» (1877), Б. исходил из идеалистич. концепции о решающей роли, к-рую играет в истории «самосознание», находящее выражение в деятельности «критически мыслящих личностей». В отношении библ. книг это означало, что их авторами признаются отдельные люди, черпавшие материал для своего религ. творчества в собств. фантазии. Будучи ярко идеалистическими, эти взгляды все же не помешали Б. установить ряд ценных научных положений, относящихся к истории первонач. христианства и новозав. литературы. «Его большая заслуга, - пишет Ф. Энгельс, - состоит не только в беспощадной критике евангелий и апостольских посланий, но также и в том, что он впервые серьезно занялся исследованием не только еврейских и греко-александрийских, но также чисто греческих и греко-римских элементов, к-рые и проложили для христианства путь к превращению его в мировую религию. Легенда о христианстве, которое якобы сразу и в готовом виде возникло из иудейства и которое из Палестины покорило мир своей раз навсегда установленной в главных чертах догматикой и этикой, оказалась полностью развенчанной со времени Бруно Бауэра» (там же. Т.22, с. 473—474).