Батурин Пафнутий Сергеевич
(ок. 1740—1803) — рус. просветитель, деист; автор «Исследования книги о заблуждениях и истине» (1790), «Краткого повествования о аравлянах» (1787) и др. работ. Философский труд Б. «Исследование...» носит полемический характер, воем дается разбор идей мистика Сен-Мартена, изложенных последним в книге «О заблуждениях и истине, или воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания». Труд Б. явился почти единственным произведением, в к-ром подвергалось критике религиозно-мистическое учение масонов, взявших себе на идейное вооружение названную книгу Сен-Мартена. Опираясь на достижения совр. ему естествознания, Б. давал материалистическое объяснение явлениям природы, отстаивал идеи гелиоцентризма в космогонии, закон сохранения материи и движения, защищал материалистическую теорию познания, отводя большое место наблюдению и опытным данным. Б. отверг учение мистиков о «нетелесной субстанции». Материализм Б. носил метафизический характер, выступал в деистической форме. Б. высказывался за просвещение и развитие естественных наук, аа «хорошее» законодательство и гуманизм.
Источник: Философский словарь. 1963
БАТУРИН Пафнутий Сергеевич
1740—23 октября 1803, Минск) — русский писатель и философ. С 1754 по 1781 (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 1760-е гг. предпринял путешествие ло Европе с образовательными целями. Занимал видные посты в Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен. Батурин вошел в историю русской философии благодаря трактату «Исследование книги о заблуждениях и истине» (1788, изд. 1790), направленному против вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского мистика Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его «заблуждения» «расстраивают общественный образ жизни и состояние», а тем самым не способствуют «пользе человеческого рода». Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 1740—70-х гг., восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться «доказательств ощутительных», «опытных», стремиться к «всевозможной ясности», бороться с «метафизическими вымышлениями».
Источник: Новая философская энциклопедия
БАТУРИН ПАФНУТИЙ СЕРГЕЕВИЧ (ок. 1740—1803)
рус. просветитель, автор антимасонского трактата “Исследование книги о заблуждениях и истине” (1790); направленного против изданного в России соч. фр. мистика Л. де Сен-Мартена “О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания” (1775). Эту антипросветнтельскую книгу он охарактеризовал как “отменное сумасбродство”, “соборише химер безобразных”. Привлекая многочисленные данные естественных наук, Б. разоблачал “мнимые таинства”, в т. ч. мистику чисел и геометрических фигур, духовиденне и оккультизм, критиковал каббалистику, зороастризм, мистику Саеденборга, противопоставляя этим и др. “мрачным писаниям” взгляды Бейля и Лота, Ломоносова и Ф. Бэкона. Резко осуждал реакционные социальные идеи Сен-Мартена, восхваление войны как “естественного состояния” человечества, убедительно показывая пагубность войн, особенно захватнических. Решительно отвергая домыслы о прогрессирующей деградации человеческого рода, Б. указывал на развитие гражданских законов, наук, распространение просвещения как на важные источники совершенствования человека и человечества.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БАТУРИН ПАФНУТИЙ СЕРГЕЕВИЧ
(р. ок. 1740 – ум. 23 окт. 1803) – рус. просветитель-материалист, выступивший против идеализма и мистики масонов. Выходец из обнищавших дворян, средний судейский чиновник Калужско-Тульского наместничества. В соч. "Исследование книги о заблуждениях и истине" [Тула, 1790, анонимно] (см. вкн.: "Избранные произведения рус. мыслителей второй половины XVIII в.", т. 2, 1952, с. 391–532), опираясь на естествознание 18 в. (работы А. Лавуазье, И. И. Бехера, Г. Э. Шталя, Д. Гартли и др.), Б. подверг критике систему франц. мистика Сен-Мартена, особо популярную среди рус. масонов (см. Масонство). Попыткам Сен-Мартена найти "духовные начала" в вещах, оторвать движение от материи, обосновать "уничтожимость" всего телесного Б. противопоставил учение о четырех телесных стихиях (земля, вода, воздух, огонь) как первооснове вещей, а также принцип неуничтожимости вещества и его неразрывной связи с движением. Высмеивая мистич. "откровение" как шарлатанство, Б. защищал опытное познание природы. Отбрасывая мистич. трактовку истории как истории "грехопадения" людей, вызванного "свободой воли", Б. доказывал, что воля обусловлена естеств. причинами. Он защищал идею естеств. происхождения гос-ва, не делая из нее политически радикальных антифеод. выводов; выступал против войн. Материализм Б. был заключен в рамки деизма и носил метафизич. характер, Б. считал бога бестелесной первопричиной мира, отождествлял в ряде случаев мышление человека и психику животных. Соч.: Записки (1780–1798 гг.). С предисл. Б. Л. Модзалевского, "Голос минувшего", 1918, No 1–9. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 243. Е. Плимак. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БАТУРИН Пафнутий Сергеевич
1740 - 23.10(4.11).1803, Минск) - писатель и философ. С 1754 по 1781 г. (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 60-е гг. предпринял путешествие по Европе с образовательными целями. Б. занимал видные посты в Калужском и Тульском губернском правлении, затем служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произв., переводов и басен, Б. вошел в историю рус. философии благодаря своему трактату "Исследование книги о заблуждениях и истине" (написан в 1788, изд. в 1790), направленному против вышедшей в 1785 г. в рус. переводе книги фр. мистика Л.-К. Сен-Мартена "О заблуждениях и истине". Традиционно Б. считается критиком масонства "с позиций материалистического сенсуализма", однако мнение это вызывает серьезные возражения. Дело в том, что Б. критикует не масонство вообще, а книгу Сен-Мартена, чьи взгляды в самой масонской среде воспринимались крайне неоднозначно. Судя по тексту, Б., скорее всего, был деистом. Общий дух его работы сильно напоминает т. наз. "берлинское просвещение", связанное с именами Ф. Николаи и М. Мендельсона. Николаи полагал, что человеческая деятельность должна быть основана на практическом жизненном опыте, равно удаленном как от невежества и суеверия, так и от отвлеченных метафизических систем, направлена на достижение общего блага. Во главу угла, т. обр., ставилась практическая польза, насущные интересы жизни. Отсюда важное значение приобретала критика предрассудков. Б. критикует Сен-Мартена именно за то, что "заблуждения" фр. автора "расстраивают общественный образ жизни и состояние", а тем самым не способствуют "пользе человеческого рода". Б. свободно ориентируется в осн. направлениях западноевропейской научной мысли 40-70-х гг. XVIII в., восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться "доказательств ощутительных", "опытных", стремиться к "всевозможной ясности", бороться с "метафизическими вымышлениями". Просветительский пафос и резкий тон полемики также напоминают стиль Николаи. Доктрина Сен-Мартена, к-рый под пером Б. приобретает черты заурядного шарлатана, по-видимому, осталась Б. глубоко чуждой. Между тем традиции Сен-Мартена, "Иеремии Универсума", в истории философской мысли исследованы с достаточной подробностью. В частности, отмечается его влияние на таких мыслителей и литераторов, как Ж. де Местр, Дж. Леопарда, А. Шопенгауэр, О. Конт, Ш. Фурье, Р. Шатобриан и Ж. Мишле. И тем не менее книга Б., несмотря на нек-рый налет поверхностного критицизма, представляет собой яркое и самобытное явление рус. философской мысли кон. XVIII в.
Источник: Русская философия: словарь