Матвей Семенович (свидетельства о нем относятся к периоду с 1547 по 1554) - рус. вольнодумец. На взгляды Б. оказали влияние идеи Новгород. - моек. ереси. Однако в отличие от нее он отказался от в.-з. пророческой традиции и обосновывал свои взгляды принципами еванг. любви к ближнему. Б. выступал за отмену крепости, права, доказывая несовместимость его с христианством. Считал Христа не богом, а простым человеком, а иконы - идолами, отрицал необходимость церк. покаяния и справедливость притязаний церкви на политич. господство. Собор 1553 обвинил Б. в распространении ереси. Б. был заточен в Волоколамский монастырь.
БАШКИН МАТВЕЙ СЕМЕНОВИЧ
Источник: Атеистический словарь
Башкин представляет собой яркий пример русского средневекового правдолюбца, искателя добра и справедливости. Вслед за Цилом Сорским и другими белозерскими старцами ставил «сущность выше формы, внутреннее выше внешнего» (Н. И. Костомаров). Отстаивал принципы любви, равенства и братства всех людей, присущие первоначальному христианству. Своих холопов отпустил на волю, уничтожив кабальные записи. Критиковал различные злоупотребления в религиозной и социальной сфере, при этом призывал не поддаваться вражде, ненависти и другим мирским соблазнам. Собственных сочинений не сохранилось. О воззрениях Башкина можно узнать из двух «жалобниц» Симеона и Сильвестра, Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и из послания Ивана Васильевича Максиму Греку о ереси Башкина.
Источник: Новая философская энциклопедия
еретич. деятель России 50-х гг. 16 в., вольнодумец. Свидетельства о Б. относятся к периоду с 1547 по 1554. В годы реформ Ивана IV Б. собрал вокруг себя группу единомышленников, из участников к-рой известны лишь мелкие вотчиновладельцы бр. Борисовы. Идеям Б. сочувствовал нестяжатель Артемий. Мн. идеи Б. унаследовал от ереси жидовствующих, однако он отказался от характерной для нее ветхозаветной, пророческой традиции. Обосновывая свои идеи учением апостолов и принципами евангельской любви к ближнему, Б. требовал отмены холопства и кабальной зависимости (он "изодрал" кабалы людей, лично от него зависимых) и текстами евангельских книг доказывал несовместимость этих институтов с христианством. Постепенно Б. пришел к критике догмата о троичности божества; он считал Христа простым человеком, а иконные изображения Христа, богородицы и святых называл идолами. Церковь Б. понимал как "собрание верных" и выступал против притязания церкви на политическое господство. Вместо церковного покаяния Б. призывал к простому отказу от дурных дел. По доносу попа Симеона и дьяка Висковатого в 1553 Б. был арестован и подвергнут допросу "осифлянами" Г. Леньковым и Ф. Полевым. Собор (окт. 1553) признал Б. виновным в ереси, и он был заточен в Волоколамский монастырь. Дальнейшая судьба Б. неизвестна. Лит.: Зимин ?. ?., Матвей Башкин – вольнодумец XVI в., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 4, М., 1956; его же, И. С. Пересветов и русские вольнодумцы ?VI в., там же, [т.] 3, М., 1955. А. Клибанов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.