БАРУЛИН Владимир Семенович

Найдено 1 определение
БАРУЛИН Владимир Семенович
(7.1.1931-12.2.2008) - спец. по социальной философии и методологии соц. познания, социально-филос. антропологии; д. филос. н., проф. Р. в с. Октябрьском Одесской обл. Окончил филос. ф-т Киев, гос. ун-та в 1954, асп. по кафедре филос. Моск. обл. пед. ин-та (1969). С 1954 преподавал филос. в вузах: до 1957 — в Луцком пед. ин-те, до 1967 — в Барнаульском пед. ин-те, до 1977 — в Алтайском политехническом ин-те (Барнаул), там же в 1964-77 заведовал кафедрой философии. С 1977 — проф. кафедры филос. ИППК преподавателей гуманит. и соц. наук МГУ (в 1981-87 зав. этой кафед рой). Канд. дисс. — «Развитие форм диалектического отрицания в истории человеческого общества» (1960); докт. дисс. — «Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма» (1971). Б. были проведены фундамент, теоретико-методол. иссл. отношения материального и идеального в об-ве. Показано, что это отношение является методол. основой как всей системы социальнофилос. знания, так и — в своих модификациях — базой для выделения подсистем законов и категорий, определ. уровней данного знания («категориальных рядов»). Результаты этих иссл. отражены в монографиях 1970-х. Большое внимание уделялось Б. социально-филос. иссл. базовых сфер обществ, жизни. Предложены определения сфер, выявлены их детерминационные и функциональные связи, раскрыта историческая эволюция как конституирование осн. сфер, так и динамизм, многоплановость всей системы их взаимосвязей. Итоги этих иссл. отражены в монографиях 1980-х. Обобщением и развитием указанных иссл. явилась разработка общей концепции соц. филос, ее предмета, системы законов и категорий, структуры, методол. функций. Б. выделяет три уровня структуры соц. филос: осн. сферы жизни обва; осн. формы интегрального бытия и функционирования об-ва (структура об-ва, об-во как ист. процесс, движущие силы развития об-ва); об-во как целостный мир (об-во как природный мир, об-во как творение человека, об-во как мир культуры). Эти иссл. отражены в монографиях 1980х. На рубеже 1980х Б. выдвинул гипотезу о существовании особой группы законов, раскрывающих субстанционно — определяющую роль человека по отношению к об-ву, его ин-там. Поскольку соц. филос в силу своей социоцентристской ориентации в принципе не может отразить указанный класс законов, возникает необходимость конституирования особой ветви филос. знания, к-рую Б. назвал социально-филос. антропологией. Б. определил предмет социально-филос. антропологии как закона «взаимодействия общественной сущности человека и человеческой сущности об-ва в их многоплановости и всемирно-ист. развитии». В монографиях начала нового столетия, используя методологию социальнофилос. антропологии для анализа конкретного социально-ист. объекта, дает общую характеристику рос. человека, его ментальное™ и других черт, показано, как на основе этих черт сложился особый режим, к-рый автор характеризовал как партийно-гос-ный абсолютизм, идентифицировавший себя с сущностью человека. Путь рос. человека в XX в. предстает как сложная противоречивая эволюция потерь и обретений российским человеком своей собственной сущности. Рассмотрены соц. и филос. истоки социально-филос. антропологии, раскрыто противоречивое соотношение предметов соц. филос. и соц.-филос. антропологии на основе принципа дополнительности. Углубляется понимание духовности как сферы сущности человека, важное место занимает детальное рассмотрение человека и социомиров повседневности. Выделив 3 уровня сопряженности человека и обществ, мира, Б. выдвинул положения о матрице соц.-филос. антропологии. Дан анализ взаимосвязи человека и обществ, мира как системы. Б. — заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ.
Соч.: Психологические аспекты преподавания философии // Основы методики преподавания философии. М., 1971; Соотношение материального и идеаль ного в обществе. М., 1977; Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982; Исторический материализм. Современные тенденции развитии. М., 1985 (перевод на китайский язык, Пекин, 1987; на чешский язык — Прага, 1990); Социальная философия. Ч. I—II. М., 1993. (рекомендована Госкомвузом России в кач. уч. для вузов, 2-е изд. — 2000, 3-е изд. — 2007); Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М., 1986; Статус преподавателя философии: реальный и должный // Методика преподавания философии: проблемы перестройки. М., 1991; Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994; Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб., 2000; Основы социально-философской антропологии. М., 2002; Социально-философская антропология. Человек и общественный мир. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009