БАРОККО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАРОККО
(от итал.— странный, причудливый) — понятие, используемое для обозначения направления западноевропейской культуры XVII в., а также вычурного и пышного стиля в западноевропейском искусстве XVII — XVIII вв. Характеризуется сложной композицией, многоплановостью художественного решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

БАРОККО
(ит. вычурный) – мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости, пышности, но одновременно и напряженного динамизма, контрастности, «капризности» судьбы.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Барокко
итал. barocco, - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Источник: Словарь по культурологии

Барокко
итал. barocco - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БАРОККО
итал. bаrоссо странный, причудливый).— 1. Понятие, используемое для обозначения направления западноевроп. культуры XVII в., сформировавшегося вслед за кризисом Возрождения на почве контрреформации. Как искусствоведческий термин, Б. введено в лит-ру швейц. теоретиками иск-ва Я. Буркхардтом и Вельфлином (конец XIX в.). 2. Стиль в западноевроп. иск-ве XVII—XVIII вв., харак-
26
теризующийся сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, многоплановостью худож. решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии. Худож. логика Б., следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с иск-вом эпохи Возрождения (в первую очередь с творчеством Микеланджело), но в отличие от последнего стилистика Б. отмечена драматизмом, нередко трагизмом мироощущения. Специфическое для Б. подчинение деталировки и орнаментации единой композиционной воле, порядку ансамбля, усложненная драматургия худож. замысла с равной силой проявились в архитектуре (Дж. Л. Бернини), музыке (А. Вивальди), живописи (М. Караваджо, П. П. Рубенс), литературе (П. Кальдерон), декоративном иск-ве. Орден иезуитов увидел в Б. идеальное выражение способности мощно воздействовать на эмоциональный мир человека, что способствовало широкому распространению этого стиля не только в Европе, но и колониях Испании в Америке. Совр. художники Латинской Америки нередко видят в Б. источник вдохновения для развития национального иск-ва (Д. Сикейрос, X. Ороско в Мексике и др.).

Источник: Эстетика: Словарь

БАРОККО
итал. - причудливый, странный) - стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVШ веков. Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусство барокко, тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, было призвано прославлять и пропагандировать их могущество.
Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность, пристрастие к эффектам и зрелищам, к контрасту масштабов, материалов, света и тени, то есть пристрастие к внешним эффектам, помпезности, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике.
Прежде всего барокко проявилось в архитектуре. Постройки стали вычурными, пышными. Парадные интерьеры приобретали разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, орнаментом.
Барокко получило развитие и в других видах искусства - в живописи, поэзии, драме и особенно - в музыке.
Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей (Т. Тассо, П. Кальдерон), художников (Караваджо, Корреджо, П. Рубенс, А. ван Дейк), архитекторов (Л. Бернини, Ф. Барромини), музыкантов (И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди), создавших поистине гениальные творения.
В различных странах Европы стиль барокко отличался своими особенностями.
В России искусство барокко отразило рост и укрепление дворянской монархии второй четверти - середины XVШ века. Национальные особенности были связаны с освобождением от мистицизма, характерного для искусства католических стран, склонностью к светской стороне в искусстве. Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный. Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства.
В развитии барокко в России большую роль сыграли зодчие С. Чевакинский и Д. Ухтомский. С 60 - 70-х годов XVШ века барокко в России начинает вытесняться классицизмом.

Источник: История и теория культуры



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
97.61 кб

Ж. Делез о философии Г. В. Лейбница и стиле барокко

Писарчик Л. Ю.
Идеи Г.В. Лейбница вызывают большой интерес у современных исследователей, что объясня4 ется богатством и глубиной этих идей. Интерес Ж.
Читать PDF
215.48 кб

2016.02.026. НОВОТНЫ Д.Д. ENS RATIONIS ОТ СУАРЕСА ДО КАРАМУЭЛЯ: ИЗУЧЕНИЕ СХОЛАСТИКИ ЭПОХИ БАРОККО. N

Боброва Л.А.

Похожие термины:

  • Эпоха барокко в России

    В истории России XVII столетие зовется "бунташным". Началось оно со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончилось стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра над противниками его р