(1761, Гренобль – 1793, Париж) – философ и политический деятель эпохи Великой французской революции. Родился в семье адвоката, исповедовавшей протестантизм, изучал право в Гренобле. Избранный депутатом в Генеральные Штаты, он становится одним из самых значительных ораторов Учредительного собрания и Якобинского клуба. Во время «Вареннского кризиса» (попытка побега короля Людовика XVI за границу в июне 1791) был одним из трех комиссаров, доставивших бежавшего короля в Париж. Выступления Б. в защиту короля значительно снизили его популярность в Якобинском клубе, который он покинул, вступив вместе с другими приверженцами конституционной монархии в новообразованный клуб фельянов. После низложения короля он был объявлен контрреволюционным заговорщиком и приговорен к смертной казни. Основное произведение Б. – «Введение во французскую революцию» (1792, опубл. 1843), в котором фактически содержится целостный набросок философии истории. Он признавал три основы государственной власти: военную силу, собственность, «воздействие мнения». Согласно Б., в ходе развития общества меняются отношения собственности, возникает новый баланс сил, старые связи ослабевают, прежние законы перестают удовлетворять людей и не могут сохраняться в своем застывшем виде. Соответственно, меняется форма власти, трансформируются законы. Происходить это может либо медленно, едва заметно, либо стремительно и насильственно. Б. выделяет четыре периода в истории общества. Первый он характеризует как состояние, при котором человек живет исключительно охотой. Собственность в этот период «едва известна». Земля пока еще считается общей для всех. Второй период истории он связывает с переходом к пастушеской жизни. Рост численности людей побуждает их искать новые источники пропитания, которые отличались бы доступностью и изобилием. Человек приручает животных, разводит целые стада, забота о которых заставляет его отказаться от вольностей прежней жизни. В этот период влияние собственности меняет сложившиеся отношения. «Естественная демократия» более невозможна, так как не существует равенства между богатым и бедным. Третий период он определяет как переход человечества к земледелию. Непрерывное возрастание населения побуждает людей к добыванию пропитания из самой земли. Они перестают вести кочевой образ жизни. Земля подвергается разделу; наряду с полями, собственностью объявляются и леса. В третий период истории преобладает влияние аристократии на общественную жизнь. Наконец, четвертый период истории характеризуется созданием предприятий, стимулирующих бурный расцвет торговли. Третье сословие, «трудящийся класс», получивший доступ к новому, ранее недоступному источнику богатства, обретает возможность изменить и систему политических законов. В европейской истории прослеживается закономерность, согласно которой «основой аристократии является земельная собственность, основой монархии – государственная сила, основой демократии – движимое имущество» (Introduction à la révolution française. P., 1960. P. 13). Неблагоприятным обстоятельством в развитии западных народов Б. считал их зависимость от греко-римского искусства и науки. По его мнению, много сил было растрачено в «пустых подражаниях» древности. В сфере искусства западные народы достигли наибольшего совершенства в той области, где не существовало античных образцов (живопись). Единственным образцом для произведений искусства, полагал он, должна служить сама природа. В «споре древних и новых» Б. на стороне последних. Науки и просвещение, по Б., сближали нравы представителей различных классов, пробуждая в них идею равенства. Сближение происходило и в социальном плане, за счет обогащения третьего сословия и обеднения аристократии. Королевская власть опиралась на народ в борьбе с аристократией, но когда он в новых условиях приобрел достаточно силы, то потребовал свою долю в управлении страной. Это «естественное движение» в направлении «демократического принципа» замедлялось или ускорялось географическими факторами. Чем более благоприятными оказывались природные условия для развития промышленности и торговли, для обмена товарами с соседними государствами, тем раньше происходило усиление третьего сословия. Напротив, неблагоприятные географические факторы могли сдерживать развитие промышленности, направляя почти всю активность населения на военную деятельность и сельскохозяйственные работы. С точки зрения философа, во Франции «все было готово к демократической революции» к моменту занятия престола Людовиком XVI. Своеволие аристократии было повержено со времен кардинала Ришелье. Философия XVIII века обрушилась на предрассудки. Третье сословие приобрело как богатство, так и обширные знания. Единственным средством предотвратить «взрыв» народного возмущения сложившимися порядками было бы привлечение представителей третьего сословия к управлению государством, открытие перед ними возможностей для любой карьеры. Но ничего подобного сделано не было. Таким образом, смена системы правления оказалась неизбежной. Подчеркивая распространение нового типа собственности и соответствующих ему отношений, Б. заключает, что «именно это поступательное движение, общее всем европейским правлениям, подготовило во Франции демократическую революцию и заставило ее разразиться в конце XVIII века» (ibid. P. 14).
Соч.: Oeuvres. T. 1–4. P., 1843. Лит.: Олар, А. Ораторы революции. T. 1. М., 1907; Попов-Ленский, И.Л. Антуан Барнав и материалистическое понимание истории (к характеристике историко-философских идей в XVIII веке). М.; Л., 1924; Кротов, А.А. Из истории французского Просвещения: Антуан Барнав // Вестник МГУ. Сер. 7. 2013, № 6; Chill, E. Power, property and history: Barnave’s Introduction to the French Revolution. N.Y., 1971; Chevallier, J.-J. Barnave ou Les deux faces de la Révolution. Grenoble, 1979. А.А Кротов