БАРДО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Бардо
восточное понимание этого понятия касается состояния сознания между двух состояний: «заземленности» и «поднебесности». Мы говорим о соединении в сознании человека и его душе материальности и духовности, реальности и виртуальности через критериально-оценочные поля. Это точка сборки сознания человека между этими двумя состояниями, причем, человек может ощутить оба эти состояния в любой момент времени.
Духовный человек всегда удерживает точку Бардо в духовном пространство Любви.

Источник: Краткий критериологический словарь

БАРДО
тиб.; санскр.- антарабхава — «промежуточное состояние»).—Обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Б., напр. Б. между сном и бодрствованием. Уже в раннем инд. буддизме сложилось учение, согласно к-рому после распада сознания умершего мановиджняна (но мнению мадхьямиков) или алая-виджняна (по мнению йогачаров) в период до следующего «воплощения» существует в виде самостоят, существа, называющегося «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в к-ром ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами,или теми,кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежут. состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз; т. обр., общее время пребывания в Б. не может превышать 49 дней. В Б. особенно сильны эффекты йогич. практики, существуют особые виды йоги, с помощью к-рых прямо в состоянии Б. достигается освобождение, а также приемы, с помощью к-рых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение (см. «Тибетская книга мертвых»). А. А. Терентьев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

БАРДО
санс.-Промежуточный Мрак): промежуточное состояние между жизнью и смертью. Теория Бардо подробно разработана в тибетских тантрах и, очевидно, имеет добуддийское происхождение. Тибетцы насчитывают 6 состояний Бардо, которые подразделяются на прижизненные (Бардо Утробы, Бардо Сна, Бардо Мистического Озарения) и посмертные (Бардо Смертного Часа, Бардо Кармических Наваждений, Бардо Ожидающего Рождения). Особое значение придается посмертным Бардо, поскольку в этих состояниях человек, получивший соответствующее наставление, может избежать последующих рождений или возродиться в более благоприятном облике. С этой целью над телом умершего в течение 49-ти дней читают тексты из книги «Бардо Тедол», в которых содержатся инструкции по поведению на различны стадиях Бардо. Из прижизненных Бардо наиболее подробно исследовано Бардо Мистического Озарения (см. Самадхи), достигаемое посредством тантрической медиации. Бардо Сна – опасное состояние, в котором человек может встретиться с существами иных уровней бытия и подвергнуться различным искушениям; поскольку в данном Бардо он не вполне контролирует свое поведение, он может совершить поступки, которые будут иметь неблагоприятные кармические последствия (например, убить живое существо). Поэтому на низших ступенях посвящения сновидения считаются нежелательными; и только на высших ступенях, когда человек вполне владеет собой даже во сне, он может избежать опасностей и извлечь пользу из своих сновидений.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БАРДО
(санскр. antara-bhava, antara-bha–va, тиб. bar do) — закрепившийся в европейской и русской культуре буддийский термин, обозначающий пребывание индивида в промежуточном состоянии после смерти до нового рождения, которое начинается в момент зачатия. Известностью термин обязан трудам английского исследователя У.И. Эванс-Венца, особенно его тибетской «Книги мёртвых», впервые опубликованной в 1927 г. Среди буддийских школ отношение к понятию промежуточного состояния неоднозначное. В «Катха-ватху» палийского канона оно отрицается, как и в тхераваде, как и в махасангхике. Однако в канонах других школ Малой колесницы оно не только встречается, но и утверждается. Особенно ярко доктрина Б. развивается в сарвастиваде, начиная с «Махавибхаши» (II в.), и в ватсипутрии. Определённое развитие понятие Б. получило в трудах йогачарина Асанги (IV в.). А чуть позже, судя по «Абхидхарма-коше» (III, 10–15) Васубандху (IV–V вв.) оно переросло в учение. Согласно обоим мыслителям, особь, которой предстоит родиться вновь в мирах ниже сферы нирваны, после смерти становится бесплотным мыслящим существом под названием «гандхарва» (так же именуется класс полубогов в брахманизме и индуизме). Оно живёт не более 7 дней, подыскивая материнское лоно, соответствующее ему по уровню омрачённости сознания и кармы. Гандхарва является таким же важным условием образования зародыша нового существа, как и здоровье матери, и сам процесс оплодотворения. Если за 7 дней гандхарва не отыщет должное лоно и должные условия (коих много, в том числе социальный статус рода матери), то он умирает и сразу же рождается вновь, что может повторяться 7 раз. Следовательно, в Б. особь может пребывать максимум 49 дней, питаясь запахами и имея призрачную форму того существа, в качестве которого ему предстоит родиться. Видимы гандхарвы только друг другу, а также йогинам, развившим особые сверхъестественные способности. Такие мастера стали популярны уже в позднем индийском буддизме Ваджраяны и в Тибете. Там учение о Б. получило мощное развитие, что связано с практическими нуждами поиска живых воплощенцев, известных учителей, мистиков, далай-лам, панчен-лам, кармап и др. (см. Далай-лама, Кармапа, Панчен-лама) Считается, что некоторые святые (например, анагамины, или невозвращенцы) могут отправиться в нирвану из Б., позанимавшись там йогой, а также пообщавшись с гандхарвами других святых особей, богов и т.д. Гандхарвы обладают рядом сверхъестественных способностей, например, мгновенного передвижения в пространстве, и пятью органами чувств (кроме вкуса). В Тибете учение о Б. дополнилось разделами о том, как правильно умирать и как научиться видеть гандхарвов. В Китае и Японии учение сказалось на культовых церемониях, к примеру, на традиции поминать умерших каждые семь дней до 49-го дня. Согласно современным тибетским учителям, понятие Б. означает «промежуточное состояние», переживаемое в сансаре. Таких состояний чаще всего выделяют шесть: 1) Б. жизни — период от рождения до смерти; 2) Б. сновидения; 3) Б. медитации, под которым понимается состояние ума, испытываемое медитирующим в той или иной практике; 4) Б. умирания — процесс умирания, продолжающийся от 20 до 30 минут после последнего выдоха; 5) Б. дхарматы или Б. ясного света, начинающееся сразу после окончания Б. умирания; оно даёт возможность опытному адепту достичь Просветления, слившись с ясным светом; 6) кармическое Б. становления. Этот вид Б. переживают существа, если не используют возможность постичь истинную реальность в Б. ясного света. Этот период длится до зачатия следующего тела. Последние три вида Б. вместе продолжаются 49 дней. Одно из Шести (йогических) учений Наропы, используется для узнавания нераздельности ясности и пустоты в промежуточном состоянии Б. становления.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • Бардо (Бар-до)

    Тибетский термин, означающий «пребывание между» (сс. антара-бхава). Переход. Промежуточное, переходное состояние, в частности, между смертью и новым рождением. Механизм перерождений рассматривает