БАРДИЛИ Христоф Готфрид

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАРДИЛИ Христоф Готфрид
18 мая 1761, Блаубейрен — 5 июня 1808, Мергельштеттен) — немецкий философ. Критиковал Канта за трактовку мышления исключительно как субъективной способности познания. В своей системе «чистого», или «рационального», реализма развивал идею, согласно которой мышление существует независимо от субъекта в качестве особой бессубстанциальной «мировой логики» и ее «реальных идей», или онтологических первообразов. Пронизывая все сущее, это мышление образует восходящий ряд вещей: от бессознательной материи и живых организмов до человеческого сознания, где мышление впервые только и становится субъективной способностью. Ее познавательное применение обусловлено чувственными впечатлениями, доставляющими содержание представлений. Способность мышления стремится растворить и преодолеть это содержание, превратить его в ясные и необходимые понятия о вещах, которые позволяют вспомнить и довести до сознания «реальные идеи», или первообразы вещей. Однако как в самих вещах, так и в содержании познания сохраняется некий иррациональный остаток, темное и бессознательное начало, непроницаемое для сознания и понятий и потому исключающее их совпадение с вещами, т. е. исключающее тождество мышления и бытия.

Источник: Новая философская энциклопедия

БАРДИЛИ Христоф Готфрид

Bardili), Христоф Готфрид (18 мая 1761 – 5 июня 1808) – нем. философ-идеалист; преподаватель гимназии в Штутгарте (1795). Соч. Б. "Очерк первой логики..." ("Grundriss der ersten Logik...", 1800) привлекло внимание К. Рейнгольда и др. философов. В отличие от субъективного идеализма Канта и Фихте и предваряя Гегеля, Б. пытался обосновать учение объективного идеализма, называя это учение "чистым реализмом". Мышление, по Б., предполагает сверхвременные образцы или типы вещей природы, сходные с платоновскими "идеями". Эти первообразцы предшествуют возникновению сознания в человеке. Реальность объекта, утверждал Б., удостоверяется не восприятием, а чистым мышлением; последнее первично как для самого мыслящего субъекта, так и для объекта. В то же время Б. отвергал тождество объекта и субъекта: предмет и представление о нем – различные и раздельные области. Однако представление, по Б., доводит предмет до сознания лишь при условии, если и представление и предмет подчиняются одинаковым законам. В основе мышления нет никакого субъекта – ни эмпирического, ни трансцендентального, ни даже логического. Мышление осуществляется как абстрагирование от содержания, даже как "уничтожение" содержания. И все же в содержании таится, по Б., нечто непроницаемое для логического, и предмет всегда остается запредельным (трансцендентным) для сознания. Таким образом, Б. пришел к алогич. выводу, что в бытии есть нечто, не постижимое никакими логич. формами познания. Соч.: Epochen der vorz?glichen philosophischen Begriffe, Halle, 1788; Allgemeine praktische Philosophie, Stuttgart, 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit, Stuttgart, 1796; ?ber die Gesetze der Ideenassoziationen, T?bingen, 1796; Philosophische Elementarlehre, 1–2. M?nch.. 1802–1806; Chr. G. Bardilis und C. L. Reinholds Briefwechsel ?ber das Wesen der Philosophie..., M?nch., 1804. Лит.: Karsch F., Chr. Gottfried Bardili, Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutscnen Idealismus, Marburg, 1923 [Diss.]; его же, Chr. G. Bardilis logischer Realismus, "Kantstudien", 1925, Bd 30, S. 437–52. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.