БАПТИЗМ
Баптизм
греч. baptizo – окунаю, крещу водой) – разновидность протестантизма, сторонники которого придерживаются принципа спасения лишь посредством личной веры; не признают икон, святых, мощей, распятия. Возник в Европе в ХVII в., в России получил распространение в 60-х гг. ХIХ в.
Баптизм
(от греч. baptizo — погружаю в воду) — одна из разновидностей протестантизма, возникшая в начале 17 в. Распространен гл. об. в Америке и Европе. Имеется Всемирный союз баптистов (штаб-квартира в США). Баптисты более последовательно, чем другие протестанты, придерживаются принципа спасения лишь посредством личной веры, придают большое значение божественному откровению, возможности мистич. «общения с богом», учению о предопределении, проповеди религиозной морали. Б. не признают икон, святых, мощей, распятия, облачения. Молитвенные собрания общины состоят из коллективных молитв и песнопений, назидательных бесед. Крещение совершается над взрослыми. Совершаются также обряды хлебопреломления и рукоположения. Празднуются рождество, пасха, троица и ряд других, связанных с поклонением Христу праздников, а также день жатвы — подведение итогов духовной деятельности. Баптистские общины считают себя автономными, управляются они выборным церковным советом, а в масштабе страны — Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). ВСЕХБ издает журнал «Братский вестник», Библию, сборники духовных песен и другую богослужебную литературу, осуществляет подготовку кадров священнослужителей. Возникнув как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, Б. затем стал выразителем интересов крупной буржуазии. Для современного Б. характерна неоднородность социального состава. В России Б. распространился в пореформенных условиях второй половины 19 в. в крестьянской и мещанской среде в основном на базе общин штундистов (см. Штундизм). В 1944 г. баптисты объединились с евангельскими христианами в церковь евангельских христиан-баптистов. В 1945 г. к ним присоединилась часть пятидесятников, а позднее некоторые объединения меннонитов. В то же время от всех Б. откололась небольшая группа «инициативников», пытающаяся не признавать советского законодательства о религиозных культах и призывающая верующих к антиобщественной деятельности.
БАПТИЗМ
одно из важнейших направлений протестантизма. Возник в Голландии и Англии в нач. 17 в. как идеология мелкой буржуазии. Б. провозглашает принципы веротерпимости, отделения церкви от государства, «всеобщего священства» (отрицание роли духовенства как посредника между верующими и богом). В настоящее время Б. наиболее распространен в США и ряде стран Европы. Баптистские организации имеются также в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Они объединены во Всемирный союз баптистов, центр к-рого находится в США. В Советском Союзе после объединения в 1945 баптистов с евангельскими христианами была создана организация — Союз евангельских христиан-баптистов, возглавляемый Всесоюзным советом. Позднее к ней присоединилась часть пятидесятников и братских меннонитов. Всесоюзный совет евангельских христиан- баптистов (ВСЕХБ) осуществляет руководство местными общинами, издает журнал «Братский вестник», представляет баптистов СССР в международных религиозных организациях, в т. ч. антивоенного характера. В 1960 от ВСЕХБ откололось экстремистское крыло — сторонники т. н. Совета церквей евангельских христиан- баптистов (СЦЕХБ), называемые также баптистами-«инициативниками». Руководство СЦЕХБ выступает против Конституции СССР и законодательства о религиозных культах, призывает к отказу от регистрации религиозных обществ, разжигает религиозный фанатизм, стремится создать трудности во взаимоотношениях верующих с административными органами Советской власти, распространяет мифы и стереотипы буржуазной пропаганды о «диктатуре государственного атеизма» в СССР и т. п. Западные подрывные центры нелегально снабжают СЦЕХБ деньгами, антисоветской литературой, а также магнитофонами, кино- и фотоаппаратурой для подготовки клеветнических материалов о «преследовании религии» в СССР, используемых впоследствии в пропаганде. Как правило, в качестве «мучеников за веру» выступают лица, отбывающие уголовные наказания. ВСЕХБ от имени большинства верующих баптистов Советского Союза осуждает экстремистскую деятельность СЦЕХБ и ведет против нее постоянную борьбу (см. также Религия, Сектантство религиозное, Свобода совести).
Они объединены во Всемирный союз баптистов, центр к-рого находится в США. В Советском Союзе после объединения в 1945 баптистов с евангельскими христианами была создана организация — Союз евангельских христиан-баптистов, возглавляемый Всесоюзным советом. Позднее к ней присоединилась часть пятидесятников и братских меннонитов. Всесоюзный совет евангельских христиан- баптистов (ВСЕХБ) осуществляет руководство местными общинами, издает журнал «Братский вестник», представляет баптистов СССР в международных религиозных организациях, в т. ч. антивоенного характера. В 1960 от ВСЕХБ откололось экстремистское крыло — сторонники т. н. Совета церквей евангельских христиан- баптистов (СЦЕХБ), называемые также баптистами-«инициативниками». Руководство СЦЕХБ выступает против Конституции СССР и законодательства о религиозных культах, призывает к отказу от регистрации религиозных обществ, разжигает религиозный фанатизм, стремится создать трудности во взаимоотношениях верующих с административными органами Советской власти, распространяет мифы и стереотипы буржуазной пропаганды о «диктатуре государственного атеизма» в СССР и т. п. Западные подрывные центры нелегально снабжают СЦЕХБ деньгами, антисоветской литературой, а также магнитофонами, кино- и фотоаппаратурой для подготовки клеветнических материалов о «преследовании религии» в СССР, используемых впоследствии в пропаганде. Как правило, в качестве «мучеников за веру» выступают лица, отбывающие уголовные наказания. ВСЕХБ от имени большинства верующих баптистов Советского Союза осуждает экстремистскую деятельность СЦЕХБ и ведет против нее постоянную борьбу (см. также Религия, Сектантство религиозное, Свобода совести).
БАПТИЗМ
от греч. baptize - погружаю в воду) - одно из направлений протестантизма. Возн. в нач. 17 в. как протест, секта. Основателями его были англичане-хонгре-гационалисты, бежавшие в Голландию от преследований англикан. церкви. В 1611 новое учение было сформулировано в «Исповедании веры англичан, проживающих в Амстердаме в Голландии». В нем прослеживается сильное влияние меннонитов, от к-рых и был заимствован обряд крещения взрослых. Идеология первонач. Б. выражала устремления радик. части мелкой буржуазии, выступавшей с требованием религ. свободы, веротерпимости, отделения церкви от гос-ва. В 1612 возн. первая баптист. община в Англии, а в 1639 - в Сев. Америке (Род-Айленд). Следуя традиции протестантизма, Б. единств. источником вероучения считает Библию, провозглашает личное спасение посредством веры в «искупит. жертву Иисуса Христа» и «избрание» верующих богом к спасению. Одна часть баптистов, следующая традиции кальвинизма, считает, что бог еще до сотворения мира, «от начала», предопределил одних людей («избранных») к спасению, а др. — к гибели («частные», или «партикулярные», баптисты). Др. придерживаются арминиан-ской традиции и полагают, что бог предопределил к спасению всех, кто уверовал в Христа («общие баптисты», в т. ч. еванг. христиане-баптисты в СССР). Б. исповедует принцип «всеобщего священства», отрицает духовенство как посредника между верующим и богом, не признает святых, мощей, икон, крестного знамения, монашества, церк. таинств, мелких церк. праздников. Обряды крещения и причащения (хлебопреломление) символизируют у баптистов веру человека, его преданность служению Христу. Б. признает только праздники, связанные с именем Христа, а также нек-рые специфич. праздники (напр., день жатвы, день единства у еванг. христиан-баптистов СССР). Общины управляются выборн. пресвитером и советом. С кон. 18 в. начинается широкое распространение Б., особенно в США. В 1905 был образован Всемирн. союз баптистов, центр к-рого находится в США. В наст. вр. баптист, орг-ции действуют во мн. странах Европы, в т. ч. и в социалистич., а также в странах Азии, Африки, Америки. В мире насчитывается более 31 млн. баптистов. Первые баптисты появились в России в 60-х гг. 19 в., их руководители выступали противниками революц. движения, поддерживали царизм. Они враждебно встретили Октябрьскую революцию. В сер. 20-х гг.переходят на позиции лояльности к Сов. власти. В 1944 объединились в один союз с еванг. христианами. В 1945 и 1947 к нему присоединяется часть пятидесятников и в 1963 -часть братских меннонитов. Орг-ция возглавляется Всесоюз. советом Еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ).
Источник: Атеистический словарь
БАПТИЗМ
, крупнейшая протестантская церковь, возникшая как радикальная ветвь английского пуританизма. Баптисты потребовали полной независимости от светской власти, замены прихода (parish-church) самоуправляющейся церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь из «заново рожденных» верующих, которые сознательно и публично приняли крещение. Изначально определились две соперничавшие между собой формы баптизма. 1. Общие (генеральные) баптисты, убежденные, что Иисус Христос искупил грехи всех людей и судьба христианина зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих баптистов была образована в 1609 английскими пуританами, переселившимися в Амстердам (в 1611 они вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты, разделяющие учение Ж. Кальвина: искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределенных Богом к спасению. Впервые частные баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели доминирующее положение в баптизме.
В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер Уильяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде (Новая Англия). Он вошел в историю как борец за веротерпимость и свободу совести против местной пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особенно среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою очередь распались на многочисленные разновидности. Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже около 7 млн верующих.
Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали проблемы личности, мировоззренческой ориентации личности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким примером может служить знаменитая аллегория Д. Буньяна (1628—88) «Путешествие пилигрима в небесную страну», в художественной форме изобразившая путь души к Богу. Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов, социальных философов и политических деятелей, во многом определивших облик западной культуры, евангелические проповедники Ч. Сперджен и Б. Грэм, лидер социального евангелизма У. Раушенбуш и его суровый критик Р. Нибур, фундаменталист Д. Муди, модернист Ш. Мэтъюс, негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл—символ религиозных правых. В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской ассоциации проникают на- Европейский континент, прежде всего в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874 под влиянием английского проповедника Г. Редстока в Петербурге возникают группы евангельских христиан («редстокисты», «пашковцы»), принявших вероучение общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов. Несмотря на активное противодействие Русской Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской монархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной «революции духа», следуя социальному евангелизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг. репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
Как разновидность протестантизма баптизм единственным источником вероучения признает Библию, отрицает католическую (равно как и православную) доктрину спасения: спасает только личная вера—sola fide; отвергает церковные таинства, культ святых, монашество, почитание икон, священнические облачения и т. п. В баптистской проповеди преобладают морально-назидательные темы. Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь из людей, сознательно и публично принявших крещение. Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства, сквернословия, грубости и т. п.), на деле проявляющих добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших свою незащищенность, одиночество и несправедливость «греховного мира». Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное воспитание в семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении, подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
В 1944 баптисты и евангельские христиане были объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские менониты (1963). Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около 250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается. Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протестантская церковь, действующая во всех странах и регионах: Она насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых проживают в США.
В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер Уильяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде (Новая Англия). Он вошел в историю как борец за веротерпимость и свободу совести против местной пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особенно среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою очередь распались на многочисленные разновидности. Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже около 7 млн верующих.
Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали проблемы личности, мировоззренческой ориентации личности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким примером может служить знаменитая аллегория Д. Буньяна (1628—88) «Путешествие пилигрима в небесную страну», в художественной форме изобразившая путь души к Богу. Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов, социальных философов и политических деятелей, во многом определивших облик западной культуры, евангелические проповедники Ч. Сперджен и Б. Грэм, лидер социального евангелизма У. Раушенбуш и его суровый критик Р. Нибур, фундаменталист Д. Муди, модернист Ш. Мэтъюс, негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл—символ религиозных правых. В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской ассоциации проникают на- Европейский континент, прежде всего в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874 под влиянием английского проповедника Г. Редстока в Петербурге возникают группы евангельских христиан («редстокисты», «пашковцы»), принявших вероучение общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов. Несмотря на активное противодействие Русской Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской монархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной «революции духа», следуя социальному евангелизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг. репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
Как разновидность протестантизма баптизм единственным источником вероучения признает Библию, отрицает католическую (равно как и православную) доктрину спасения: спасает только личная вера—sola fide; отвергает церковные таинства, культ святых, монашество, почитание икон, священнические облачения и т. п. В баптистской проповеди преобладают морально-назидательные темы. Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь из людей, сознательно и публично принявших крещение. Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства, сквернословия, грубости и т. п.), на деле проявляющих добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших свою незащищенность, одиночество и несправедливость «греховного мира». Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное воспитание в семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении, подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
В 1944 баптисты и евангельские христиане были объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские менониты (1963). Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около 250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается. Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протестантская церковь, действующая во всех странах и регионах: Она насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых проживают в США.
Источник: Новая философская энциклопедия
Баптизм
(Baptist TVadition,The). Распространенное представление о том, что баптистов интересует прежде всего крещение, ошибочно. Баптисты придают особую важность духовной природе Церкви и именно поэтому (а также исходя из н.з. учения) настаивают на том, чтобы человек принимал крещение в сознательном возрасте. Теологическую позицию баптистов можно изложить следующим образом.
Принадлежность к Церкви. По мнению баптистов, Церковь состоит из тех, кто рожден заново от Св. Духа и обрел личную спасительную веру в Господа Иисуса Христа. Поэтому для вхождения в Церковь необходима живая и непосредственная встреча с Христом. Отождествить же Церковь с какимто народом нельзя; принадлежность к Церкви Христовой не случайность и не привилегия тех, кто родился в христианской стране или в христианской семье. Баптисты вычеркнули из принятого у англикан и пресвитериан определения Церкви фразу " и с детьми своими ". Баптисты убеждены, что к Церкви можно присоединиться только добровольно и лишь верующие могут участвовать в ее таинствах. Все члены Церкви равны, хотя и наделены разными дарами.
Что такое Церковь? В отличие от тех, кто считает Церковь неким учреждением или территориальным объединением, баптисты верят, что Церковь это люди, собранные воедино самим Богом для совместной жизни и служения под водительством Христа. Члены Церкви живут по Христовым законам и входят в сообщество, созданное Св. Духом. Так, невидимая Церковь состоит из всех искупленных, пребывающих на небе и на земле, уже усопших, живущих ныне и еще не родившихся, и все же любая группа верующих, ведущая евангельскую жизнь и чтущая Христа, есть Церковь.
Управление Церковью. Главой Церкви считается лишь сам Христос, и первые баптисты горячо отстаивали "монаршие права Искупителя ". Церковная община автономна; иногда это называют "конгрегациональным устройством церквей". Баптисты особо акцентируют право общины на самоуправление и, чтобы подчеркнуть это отличие от других церковных систем (епископальной, пресвитерианской), определяют себя не как "Баптистскую церковь", а как "баптистские церкви". Конгрегациональное устройство церквей (т.е. система, при крой община сама решает все встающие перед ней вопросы) нельзя отождествлять с гуманистической идеей демократии. Демократия слишком узкое и приземленное понятие. Баптисты верят, что Церковь должна управляться не иерархией священников и не к.л. церковными органами, а голосом Св. Духа в сердцах членов каждой местной общины. Чисто демократическое устройство предполагало бы, что Церковью правит сама Церковь, баптисты же убеждены, что это Христос управляет Церковью через Церковь. Из того, что все члены Церкви равны, но дары их различны, следуют два вывода. Вопервых, каждый верующий имеет право и обязан принимать участие в управлении общиной, а вовторых, Церковь с радостью подчиняется руководству избранных ею лидеров.
Самостоятельность баптистских церквей не "независимость ради независимости ". Это прежде всего свобода от государственного диктата (английские баптисты XVII в. были в первых рядах борцов зарелигиознуюсвободу). Однако баптисты всегда признавали ценность взаимодействия между церквями, и ассоциации баптистских церквей существуют на протяжении столетий. Членство общин в таких ассоциациях может быть только добровольным, и не следует думать, что Всемирный союз баптистов включает в себя все баптистские церкви.
Таинства Церкви. Обычно считается, что у баптистов есть два таинства крещение и Вечеря Господня. Точнее было бы говорить о трех таинствах, включая сюда и проповедь. Вечерю Господню баптисты рассматривают, в общем, в цвинглианском духе, полагая, что хлеб и вино божественные знаки спасительной благодати, хотя "значимость службы заключается скорее в символизме целого, чем в отдельных составляющих" (Дейкин). Г. Кук пишет: "Символизируя центральные события Евангелия, таинства пробуждают в верующей душе молитвенное благоговение и любовь, давая Богу возможность передать самого себя через свой Дух и даровать человеку свою живительную благодать и силу". Баптисты признают, что через таинства передается благодать; другим таким средством они считают проповедь Евангелия. Этот взгляд выражается формулой: таинства особые средства, через крые передается благодать, но не средства, через крые передается особая благодать. Крещение и Вечеря Господня совершаются всей общиной; баптисты отвергают саму мысль о посредничестве священника, считая своим единственным священником Христа.
Служители Церкви. Служителями Церкви считаются все, кто к ней принадлежит, но в узком смысле слова "служителями" называют лидеров, на крых возложены обязанности общего контроля и наставничества. У баптистов нет особой священнической касты. Баптистский пастор имеет столько же благодати, сколько и прочие верующие, и нельзя сказать, что в силу своего положения он стоит ближе к Богу, чем к.л. другой член Церкви. Однако дары различны, и дар пасторского служения, как можно заключить из Еф 3:8, дается Божьей благодатью. Пасторов и диаконов назначает сама община, но часто эти назначения происходят в контексте взаимодействия между баптистскими церквями.
Пастором становится тот, кто ощущает, что он призван к этому Богом; с другой стороны, его должна призвать и Церковь. Само по себе рукоположение в пасторы не дарует особой благодати просто Церковь признает, что данный человек призван Богом к пасторскому служению. Рукоположение важно потому, что Церковь сама проповедует устами своих служителей. Работа Св. Духа отнюдь не ограничена кругом тех, кто рукоположен Церковью, но отбору людей, получающих право говорить от имени Церкви, уделяется немалое внимание.
Экуменизм. Учитывая стремление баптистов к независимости и самоуправлению, может показаться, что идея единства им чужда. Однако это не так; дело лишь в том, что понимать под единством. По мнению баптистов, единство бывает трех видов: объединение (такая перспектива, как правило, не кажется им привлекательной), сотрудничество с другими деноминациями (что в определенных рамках приветствуется) и сотрудничество с другими баптистами (что поощряется почти безоговорочно). Мы коротко рассмотрим каждый из этих трех подходов.
Баптисты добровольно входят в общину для совместного служения; община не имеет прямой власти над своими членами. Такая установка позволяет баптистам соединить дух свободы с духом сотрудничества. Каждая баптистекая церковь (а их немало) существует не как единое целое, а как совокупность отдельных общин. Неудивительно, что баптисты не проявили особого желания участвовать в Совещании по союзу церквей (60е гг.), тем более что там собирались признать некие формы епископства и апостольского преемства. Лишь "Американские баптисты" выказали некрый интерес, но и эта организация охладела к данной идее, когда выяснилось, что менее 20% ее членов хотели бы безоговорочно присоединиться к Совещанию. Объединение же с иными деноминациями, требующее отказа от баптистской специфики, для баптистов практически немыслимо.
Сотрудничество другое дело. Еще в колониальные времена американские баптисты боролись за религиозную свободу вместе с квакерами и католиками. Северная баптистская конференция стала в 1908 г. одним из членовоснователей Федерального совета церквей, а позже активно поддерживала Всемирный совет церквей и Национальный совет церквей. Баптисты участвуют в работе Американского библейского общества, различных миссионерских советов и многих других организаций. Впрочем, не все баптисты склонны к такой деятельности; баптисты южных штатов менее охотно идут на сотрудничество с верующими иных деноминаций, это даже вызвало некрые трения между отдельными группами баптистов. И все же в большинстве своем баптисты готовы сотрудничать с небаптистами.
Сотрудничество с другими баптистами всячески поощряется. Чувство товарищества, объединяющее различные баптистские группы, имеет исторические, теологические и психологические корни. Несмотря на все различия между ними, баптисты сумели объединиться в межрегиональные группы (такие, как Американская баптистская конференция и Южная баптистская конференция) и во Всемирный союз баптистов, насчитывающий более 33 млн членов в 138 странах. Всех их объединяет стремление выразить "единство баптистов в Господе Иисусе Христе, развивать братские чувства и укреплять дух товарищества, служения и сотрудничества между членами Союза ".
Е. F. K.evan (пер. А. Г.) Библиография: А. С. Underwood, History of English Baptists: ?. W. Robinson, Baptist Principles: H. Cook, What Baptists Stand For; A. Dakin, The Baptist View of the Church and Ministry; О. K. and M. Armstrong, The Baptists in America; R.G. Torbet,/) History of the Baptists, 2 vols.; S. L. Stealey, ed.,A Baptist Treasury; W.S. Hudson, Baptists in Transition; T. Crosby, The History of the English Baptists, 4 vols.
См. также: Ландмаркизм; Крещение в сознательном возрасте.
Принадлежность к Церкви. По мнению баптистов, Церковь состоит из тех, кто рожден заново от Св. Духа и обрел личную спасительную веру в Господа Иисуса Христа. Поэтому для вхождения в Церковь необходима живая и непосредственная встреча с Христом. Отождествить же Церковь с какимто народом нельзя; принадлежность к Церкви Христовой не случайность и не привилегия тех, кто родился в христианской стране или в христианской семье. Баптисты вычеркнули из принятого у англикан и пресвитериан определения Церкви фразу " и с детьми своими ". Баптисты убеждены, что к Церкви можно присоединиться только добровольно и лишь верующие могут участвовать в ее таинствах. Все члены Церкви равны, хотя и наделены разными дарами.
Что такое Церковь? В отличие от тех, кто считает Церковь неким учреждением или территориальным объединением, баптисты верят, что Церковь это люди, собранные воедино самим Богом для совместной жизни и служения под водительством Христа. Члены Церкви живут по Христовым законам и входят в сообщество, созданное Св. Духом. Так, невидимая Церковь состоит из всех искупленных, пребывающих на небе и на земле, уже усопших, живущих ныне и еще не родившихся, и все же любая группа верующих, ведущая евангельскую жизнь и чтущая Христа, есть Церковь.
Управление Церковью. Главой Церкви считается лишь сам Христос, и первые баптисты горячо отстаивали "монаршие права Искупителя ". Церковная община автономна; иногда это называют "конгрегациональным устройством церквей". Баптисты особо акцентируют право общины на самоуправление и, чтобы подчеркнуть это отличие от других церковных систем (епископальной, пресвитерианской), определяют себя не как "Баптистскую церковь", а как "баптистские церкви". Конгрегациональное устройство церквей (т.е. система, при крой община сама решает все встающие перед ней вопросы) нельзя отождествлять с гуманистической идеей демократии. Демократия слишком узкое и приземленное понятие. Баптисты верят, что Церковь должна управляться не иерархией священников и не к.л. церковными органами, а голосом Св. Духа в сердцах членов каждой местной общины. Чисто демократическое устройство предполагало бы, что Церковью правит сама Церковь, баптисты же убеждены, что это Христос управляет Церковью через Церковь. Из того, что все члены Церкви равны, но дары их различны, следуют два вывода. Вопервых, каждый верующий имеет право и обязан принимать участие в управлении общиной, а вовторых, Церковь с радостью подчиняется руководству избранных ею лидеров.
Самостоятельность баптистских церквей не "независимость ради независимости ". Это прежде всего свобода от государственного диктата (английские баптисты XVII в. были в первых рядах борцов зарелигиознуюсвободу). Однако баптисты всегда признавали ценность взаимодействия между церквями, и ассоциации баптистских церквей существуют на протяжении столетий. Членство общин в таких ассоциациях может быть только добровольным, и не следует думать, что Всемирный союз баптистов включает в себя все баптистские церкви.
Таинства Церкви. Обычно считается, что у баптистов есть два таинства крещение и Вечеря Господня. Точнее было бы говорить о трех таинствах, включая сюда и проповедь. Вечерю Господню баптисты рассматривают, в общем, в цвинглианском духе, полагая, что хлеб и вино божественные знаки спасительной благодати, хотя "значимость службы заключается скорее в символизме целого, чем в отдельных составляющих" (Дейкин). Г. Кук пишет: "Символизируя центральные события Евангелия, таинства пробуждают в верующей душе молитвенное благоговение и любовь, давая Богу возможность передать самого себя через свой Дух и даровать человеку свою живительную благодать и силу". Баптисты признают, что через таинства передается благодать; другим таким средством они считают проповедь Евангелия. Этот взгляд выражается формулой: таинства особые средства, через крые передается благодать, но не средства, через крые передается особая благодать. Крещение и Вечеря Господня совершаются всей общиной; баптисты отвергают саму мысль о посредничестве священника, считая своим единственным священником Христа.
Служители Церкви. Служителями Церкви считаются все, кто к ней принадлежит, но в узком смысле слова "служителями" называют лидеров, на крых возложены обязанности общего контроля и наставничества. У баптистов нет особой священнической касты. Баптистский пастор имеет столько же благодати, сколько и прочие верующие, и нельзя сказать, что в силу своего положения он стоит ближе к Богу, чем к.л. другой член Церкви. Однако дары различны, и дар пасторского служения, как можно заключить из Еф 3:8, дается Божьей благодатью. Пасторов и диаконов назначает сама община, но часто эти назначения происходят в контексте взаимодействия между баптистскими церквями.
Пастором становится тот, кто ощущает, что он призван к этому Богом; с другой стороны, его должна призвать и Церковь. Само по себе рукоположение в пасторы не дарует особой благодати просто Церковь признает, что данный человек призван Богом к пасторскому служению. Рукоположение важно потому, что Церковь сама проповедует устами своих служителей. Работа Св. Духа отнюдь не ограничена кругом тех, кто рукоположен Церковью, но отбору людей, получающих право говорить от имени Церкви, уделяется немалое внимание.
Экуменизм. Учитывая стремление баптистов к независимости и самоуправлению, может показаться, что идея единства им чужда. Однако это не так; дело лишь в том, что понимать под единством. По мнению баптистов, единство бывает трех видов: объединение (такая перспектива, как правило, не кажется им привлекательной), сотрудничество с другими деноминациями (что в определенных рамках приветствуется) и сотрудничество с другими баптистами (что поощряется почти безоговорочно). Мы коротко рассмотрим каждый из этих трех подходов.
Баптисты добровольно входят в общину для совместного служения; община не имеет прямой власти над своими членами. Такая установка позволяет баптистам соединить дух свободы с духом сотрудничества. Каждая баптистекая церковь (а их немало) существует не как единое целое, а как совокупность отдельных общин. Неудивительно, что баптисты не проявили особого желания участвовать в Совещании по союзу церквей (60е гг.), тем более что там собирались признать некие формы епископства и апостольского преемства. Лишь "Американские баптисты" выказали некрый интерес, но и эта организация охладела к данной идее, когда выяснилось, что менее 20% ее членов хотели бы безоговорочно присоединиться к Совещанию. Объединение же с иными деноминациями, требующее отказа от баптистской специфики, для баптистов практически немыслимо.
Сотрудничество другое дело. Еще в колониальные времена американские баптисты боролись за религиозную свободу вместе с квакерами и католиками. Северная баптистская конференция стала в 1908 г. одним из членовоснователей Федерального совета церквей, а позже активно поддерживала Всемирный совет церквей и Национальный совет церквей. Баптисты участвуют в работе Американского библейского общества, различных миссионерских советов и многих других организаций. Впрочем, не все баптисты склонны к такой деятельности; баптисты южных штатов менее охотно идут на сотрудничество с верующими иных деноминаций, это даже вызвало некрые трения между отдельными группами баптистов. И все же в большинстве своем баптисты готовы сотрудничать с небаптистами.
Сотрудничество с другими баптистами всячески поощряется. Чувство товарищества, объединяющее различные баптистские группы, имеет исторические, теологические и психологические корни. Несмотря на все различия между ними, баптисты сумели объединиться в межрегиональные группы (такие, как Американская баптистская конференция и Южная баптистская конференция) и во Всемирный союз баптистов, насчитывающий более 33 млн членов в 138 странах. Всех их объединяет стремление выразить "единство баптистов в Господе Иисусе Христе, развивать братские чувства и укреплять дух товарищества, служения и сотрудничества между членами Союза ".
Е. F. K.evan (пер. А. Г.) Библиография: А. С. Underwood, History of English Baptists: ?. W. Robinson, Baptist Principles: H. Cook, What Baptists Stand For; A. Dakin, The Baptist View of the Church and Ministry; О. K. and M. Armstrong, The Baptists in America; R.G. Torbet,/) History of the Baptists, 2 vols.; S. L. Stealey, ed.,A Baptist Treasury; W.S. Hudson, Baptists in Transition; T. Crosby, The History of the English Baptists, 4 vols.
См. также: Ландмаркизм; Крещение в сознательном возрасте.
Источник: Теологический энциклопедический словарь