БАНФИ Антонио

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БАНФИ Антонио
итальянский философ; p. 30.9.1886 (Вимеркате, Милан) — ум. 20.7.1957 (Милан); профессор в Милане; тесно связан с немецкой философией, обучался в Берлине, ученик Шпрангера, Зиммеля и Гуссерля. Будучи основным противником итальянского идеализма (Кроче, Джентиле), создал собственную феноменологию и философию культуры, с 1930 по 1940 был ответственным редактором «Studi filosofici». Осн. соч.: La filosofía е la vita spirituale, 1922; Principi di una teoria della ragione, 1926; Vita di Galilei, 1930; Vita dell’arte, 1947; L’uomo copemicano, 1950; La ricerca della realtä, 2 vol., 1959; Saggi sul marxismo, 1960; Filosofía deH’arte, 1962; Studi sulla filosofía del Novecento, 1965; Incontro con Hegel, 1965; Introduzione a Nietzsche (лекции 1933—1934), 1977; Tre generationi dopo, 1981. Papi. II pensierodi A. Banfi, 1961 (Bibl.); A. B. e il pensiero contemporáneo, 1969; L. Rossi. Situazione dell’estetica in Banfi, 1973; A. Erbetta. L’umanismo critica di A. B., 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БАНФИ Антонио

Banfi), Антонио (30 сент. 1886 – 22 июля 1957) – итал. философ и обществ. деятель, коммунист; с V съезда итал. компартии (янв. 1946) – член ЦК ИКП. Б. был депутатом сената и пред. об-ва "Италия – СССР". С 1931 – проф. Миланского ун-та. Вначале придерживался концепции критич. рационализма, согласно к-рой разум – идеальное требование, пронизывающее все стороны опыта – личного, культурного и социального; отрицательно относился к экзистенциалистскому иррационализму. В дальнейшем Б. под влиянием марксизма занимался этич. и политич. проблемами, пытаясь найти связь критич. рационализма с требованиями марксистской философии. Переходу Б. на позиции марксизма способствовало его активное участие в борьбе за освобождение Италии от фашизма. В 1952–53 Б. опубликовал "Историю материализма" ("Storia del materialismo", [t.] 1–2). Выступая по вопросам совр. культуры, Б. отмечал кризис гуманистич. сознания в капиталистич. обществе, опустошающее влияние на человека бурж. социальной структуры, делающей его "винтиком огромного механизма". В марксизме Б. видит гуманистич. движение совр. эпохи ("Вестн. истории мировой культуры", 1957, No 4, с. 201–03). Соч.: Principi di una teoria della ragione, Milano, 1926; La filosofia e la vita spirituale, Milano, 1922; Pestalozzi. Firenze, 1929; Vita di Galileo Galilei, Milano – Roma, 1930; Federico Nietzsche, Milano, 1934; La fenomenologia della coscienza storica, "Studi filosofici", Milano, 1942, No 3; Socrate, Milano, 1943; Vita dell´arte, Milano, 1947; L´uomo copernicano, Milano – Verona; 1950. Лит.: Антонио Банфи. (Некролог), "Вопр. философии", 1957, No 6; Bertin G. M., Banfi, Padova, 1943; Bontadini G., Dall´ attualismo al problematicismo, Brescia, 1946; Sсiaссa M. F., La filosofia oggi, 2 ed., v. 1–2, Roma – Milano, 1952–54

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БАНФИ (Banfi) Антонио
1886— 1957) — итал. философ, эстетик, общественный деятель, коммунист. Эстетические воззрения Б. формировались под влиянием феноменологии Э. Гуссерля, позднее они подверглись эволюции. В 30—40-е гг. иск-во понимается им как многообразный и сложный опыт, как такая структура, ценность к-рой может быть выявлена лишь в строгом соответствии с эстетическим идеалом, с идеей эстетичности — рационального принципа, определяющего значение худож. опыта. Наиболее плодотворным для творчества Б. были 50-е гг., когда он от абстрактной идеи эстетичности обращается к многообразию конкретного худож. опыта, осмысляемого через призму активного участия в освободительной борьбе против нем. и итал. фашизма, этому способствует и его переход на позиции марксизма. Работы последнего периода жизни Б. отличаются глубиной и богатством мысли, охватывающей всю сферу эстетической проблематики (от прикладного иск-ва до электронной музыки). Б. подчеркивает в них определяющее влияние социальной структуры и общественной жизни на мир иск-ва, на худож. творчество, внутренние структуры произв. иск-ва, на эстетический субъект (творца, любителя или созерцателя иск-ва); на формирование самосознания художника; на отношения реального и идеального в иск-ве, т. е. чувственности и ценности. Б. вскрывает диалектику взаимоотношений иск-ва и об-ва, утверждая, что не только социальность оказывает влияние на иск-во, определяя его осн. аспекты, но и иск-во является творцом социальности. Представляя в социальном комплексе как бы второй мир, иск-во создает новые пространства, отношения и структуры. Оно может соединять людей, поскольку создает убедительные худож. типы и образцы ориентировки, или разъединять их, быть основой отрешения от общественной жизни. Иск-во, по Б., пронизывает рее формы человеческой жизни духовностью. Осн. работы по эстетической проблематике: «Жизнь искусства» (1947), «философские проблемы эстетики», «Философия искусства» (опубликованы посмертно в 1961—62 гг.).

Источник: Эстетика: Словарь

БАНФИ Антонио
30 сентября 1886, Вимеркат, Милан—22 июля 1957, там же) -итальянский философ-марксист. С 1904г. учился в Королевской научно-литературной академии, которую окончил с дипломом по специальности романская филология. Степень доктора философии (1910) получил за исследование, посвященное философии Бугру, Ренувье и Бергсона. Затем учился в университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Испытал воздействие философии Зиммеля и Дильтея, но особенно сильное влияние на него оказала феноменология Гуссерля, с которым его связывала глубокая дружба. Банфи вел активную общественную и политическую деятельность: боролся против фашизма в рядах итальянского Сопротивления, был членом ЦК ИКП, сенатором Итальянской Республики.
В первой своей работе «Философия и духовная жизнь» (1922) Банфи дал анализ фундаментальных философских проблем (онтологических, гносеологических, нравственных) с точки зрения феноменологического метода. В работах «Логические исследования Э. Гуссерля» (1922) и «Чистая феноменология Э. Гуссерля и идеальная автономия теоретической сферы» (1923) показал значение феноменологии для выработки новой рационалистической философии. В программном философском произведении «Принципы теории разума» (1926) Банфи разрабатывает метод «критического рационализма», ориентированный на раскрытие конкретной структуры реального, на исследование конкретной реальности, ее противоречий и антиномических отношений между человеком и миром, реальной и духовной жизнью, природой и культурой. В последующие годы Банфи применяет метод «критического рационализма» к различным сферам культуры—эстетике, морали, литературе и др.
Банфи преподавал в лицеях Ланчано, Урбино, Иези, Александрии, Милана, в Королевском высшем педагогическом институте Флоренции, в университетах Генуи и Милана, где он читал лекции по философии и эстетике. Вокруг Банфи собралась группа учеников и последователей, составивших ядро будущей «школы Банфи» (Д. Формаджо, Э. Пачи, Д. Прети, Л. Раньони, Л. Анчески и др.). Философия Банфи оказала заметное воздействие на современную итальянскую и европейскую философию.

Источник: Новая философская энциклопедия