Балтийская мифология

Найдено 1 определение
Балтийская мифология
сложилась среди древних балтийских (балтских) племен. Общая картина не сохранилась. Она реконструируется по отдельным фрагментам. На материале преданий пруссов, ятвягов, литовцев и латышей воссоздается общая мифология, источниками также служат археологические памятники и свидетельства античных авторов, например, Тацита. Поздняя история расширила источники формирования сведений о балтийской мифологии, но и снизила их достоверность из-за отдаленности от реальных событий. Одной из особенностей балтийской формы сознания древних можно считать осознание мира в системе противоположных понятий, выражающих человеческую жизнь. К ним относят: жизнь и смерть, счастье и несчастье, чет и нечет, близкий и далекий, дом и лес, мужской и женский и т. д. Персонажи мифа имеют развитую иерархию. Исследователи выделяют семь уровней. К первому относят высшие боги. Главный среди них - Диевас. Он обитает на небе. В прусской мифологии - Окопирмс. В отношении с ним находится бог - громовержец Перкунас (Перконс). У каждого бога много родственников и детей, в том числе, близнецов. Всех их связывают отношения, которые передают массу архаичных представлений и ритуалов. Например, сыновья бога влюблены в дочь другого бога. Они ее ожидают, зажигают два огня в море, катают дочь солнца по морю в лодке, едут к ней домой па двух конях и т. д. В этих сюжетах выражаются символы культа плодородия, а также мотивы охранения. Так, при рождении близнецов у коровы в литовской деревне осуществляется очистительный обряд опахивания на двух бычках. Наиболее активным богом является Перкунас, которому противостоит Велняс, связанный со скотом. В сюжете свадьба солнца и луны разгневанный Перкунас разрубает луну мечом. Кроме указанных высших богов в разных мифах имеется целый ряд других, разной численности и функции. На второй уровне располагаются боги, обслуживающие хозяйственный цикл. К ним относятся боги зерновых, дождя, леса и пастухов, пастбищ и дорог и т. д. Им обычно приносили жертвоприношения скотом, птицей и т. д. В другие уровни входили группы персонажей, посредством которых регулировались и описывались иные отношения. Например, круг отношений, связанный с судьбой (Лайма), смертью (Гильтине), браком и его разрывом, зарей и т. д. Через богов этих уровней описывались история народов, бытовой уклад их жизни, участники «скрытой» социальной жизни (гномы, ведьмы, оборотни, великаны), различные духовые персонажи (духи дома, женские духи; духи, живущие в земле; воздушные духи и духи умерших). К последнему, седьмому уровню, относились образы людей как носителей духовности и участники ритуалов. Это различного рода жрецы, гадатели; творящие молитву; пляшущие и поющие, гневающиеся и хотящие. Например, среди гадателей были: ныряющие в воду, гадающие по полету птиц, их внутренностям, по дыму или пламени свечи, по звездам и т. д. Считается, что мощность мифологии балтийских народов была очень значительной. Христианство, которое распространялось здесь вплоть до XVI века, не смогло вытеснить языческой культуры полностью. В ней сохранились многие ритуалы дохристианского прошлого. До сих пор они проявляются в фольклоре, магии, быту, самых разнообразных культовых формах.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
7.17 мб

Персонажи Балтийского и русского происхождения в вепсском мифологическом пантеоне

Винокурова Ирина Юрьевна
Главнейшим структурообразующим компонентом мифологической системы любого народа является ее пантеон, в который входят всевозможные божества, духи, существа различного происхождения, представляющие собой персонифицированные природн