БАЛХАНОВ Валерий Александрович

Найдено 1 определение
БАЛХАНОВ Валерий Александрович
(р.13.7.1945) — спец. по филос. вопросам математики, филос. науки и образования; д. филос. н., проф. Заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, акад. Международной академии информатизации. Р. в с. Тарбагатай Тарбагатайского р-на Бурятской АССР. Окончил Бурят, пед. ин-т (физ.-матем. ф-т, 1969), асп. МОПИ им. Н. К.Крупской (1975). С 1970 - асе., с 1978 по 1991 ст. преп., доц. кафедры филос. Бурят, гос. пед. ин-та. С 1991 — проф. кафедры филос, зав. кафедрой культурологии; с 1993 по 1996 — проф., зав. кафедрой филос. Бурят, гос. ун-та. В наст. вр. — проф. кафедры филос. Бурят, гос. ун-та. Докт. дисс. — «Взаимосвязь социокультурных и логико-методол. оснований математизации науки» (1990). В осн. трудах развивается идея имманентного содержания «математических» характеристик в науке. Б. считает, что совр. наука и образование предполагают в качестве основания универсализм совр. филос, адекватной экол.-информац. об-ву будущего. Образование, будучи учебной моделью науки, отражает специфику совр. науки — становится понимающим, опережающим; неклассическая фундаментализация образования предполагает аксиологизацию, философизацию и диалектизацию. Образование рассматривается как ин-т и как процесс, где системообразующими моментами являются неклассическая фундаментализация и информатизация, интерпретируемые в контексте гуманист, парадигмы как гуманитарной технологии. Неклассическая фундаментализация сопоставима ныне не с системным подходом, а с сетевым, не с анализом и предметоцентризмом, а с синтезом и проблемоцентризмом. Осн. принципы целостного мировоззрения, синтезируя и трансформируя идеи paideia, epimeleia и у-вэй, соответствуют парадигмальным установкам постиндустриального об-ва, образованию XXI в., концепции устойчивого развития.
Соч.: Философско-методологические основы математизации знания. Улан-Удэ, 1986; Основания математизации науки: В 2 ч. Улан-Удэ, 1995; Мировоззренческие ориентации развития современной науки. (В соавт.). Алматы, 1993; Онтология человека в контексте устойчивого развития // Человек в современных философских концепциях. Ч. 1. Волгоград, 2000; Проблема бытия человека и современная медицина (метафизический контекст) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки» (филос). Томск, 2000; Встреча с прошлым и будущим (Наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). Улан-Удэ, 2002; Фундаментализация образования как способ становления современного человека (философско-методологические очерки). (В соавт.). Иркутск, 2002; Философия образования: фундаментализация, гуманизация, регионализм: В 3 ч. (В соавт.). Иркутск, 2005; Образование — путь к общности человечества. (В соавт.) // Философия образования. 2006. № 3(17). Новосибирск.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009