БАЛАГУШКИН Евгений Геннадьевич

Найдено 1 определение
БАЛАГУШКИН Евгений Геннадьевич
Родился 9 ноября 1931 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1958), аспирантуру Института философии АН СССР (1962). С 1963 г. м.н.с. Института философии АН СССР. С 1971 г. ст.н.с. Института общих проблем воспитания. С 1973 г. ст.н.с. лаборатории коммунистического воспитания молодежи при Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1989 г. ст.н.с., в.н.с. Института философии АН СССР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма». В 2005 г. защитил докторскую «Нетрадиционные религии в современной России». Переводы: Адлер А. Знание людей; Бубер М. Место хасидизма в истории религий. Характеристика хасидизма; Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика; Фромм Э. Трансформация христианства и догмат единосущности из его работы «Догмат о Христе». Сфера научных интересов: философия религии, сравнительное религиоведение, структурно-функциональный (морфологический) и смысловой, парадигмальный (феноменологический) анализ религии, нетрадиционные религии в западных странах и в современной России, а также социальная философия, теория воспитания и этика. Обратился к рассмотрению сущности, структурного строения и исторических закономерностей развития семьи, показал, что обусловленная историческим происхождением семьи внутренняя системно-структурная связь таких разнокачественных составляющих этой общности, как естественные (кровнородственные и половые), экономические, хозяйственно-бытовые и духовно-психологические отношения, является сущностью этого явления. Исследовал религиозно-мистические влияния в молодежной контркультуре, получившие распространение в годы «студенческой революции» на Западе, анализировал движение «новых религиозных правых» в современной России. Разработана общая теория новых религиозных движений, выявлены общеисторические закономерности их появления и распространения, разработана классификация и типология религиозных новаций, показаны тенденции развития религиозной ситуации в стране под воздействием экспансии новых религий. Установил принадлежность мистики к особому модусу сакральной веры наряду с магией, мантикой и религией. Рассмотрено значение наиболее важных структурно-функциональных разновидностей мистицизма, выяснена специфика мистицизма на разных ступенях исторического генезиса религий.
Основные публикации Социальная сущность семьи. М.. 1969; Сущность и нравственная основа семьи. Душанбе, 1975. В соавт.; Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980; Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М., 1984; Критика современных нетрадиционных религий. М., 1986; Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1-2, М., 1999-2002; Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003; Мистицизм в современной России. М., 2013; Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. М., 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.