БАХОФЕН Иоганн Якоб
Бахофен Иоганн Якоб
(1815— 87) — швеицарск. историк права и религии. В своей работе «Материнское право» (1861) Б. положил начало изучению истории семьи, особенно проблемы матриархата. Однако идеалистическое мировоззрение помешало ему раскрыть действительные основы развития семейно-брачных отношений. Движущей силой истории Б. считал эволюцию религиозных представлений. Всестороннюю оценку взглядов Б. дал Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»),
Источник: Философский словарь. 1963
БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб
род. 22 дек. 1815, Базель - ум. 25 нояб. 1887, там же) - швейц. историк права и религии. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата; известен благодаря своему соч. "Das Mutterrecht" (1881); ввел сравнительный метод в правовую науку; исследователь мифов и символов ("миф есть толкование символа"). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является "носителем материнства", в то время как Солнце "осуществляет развитие отцовского начала". Осн. произв. (кроме указанного): "Versuch ьber die Grдbersymbolik der Alten", 1859; "Urreligion und antike Symbole", 1926; "Gesammelte Werke", 1943.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БАХОФЕН Иоганн Якоб
швейцарский историк права и религии; р. 22.12.1815 (Базель) — ум. 25.11.1887 (там же). Получил известность благодаря своему сочинению «Das Mutterrecht» («Материнское право») (1861); ввел сравнительный метод в правовую науку; исследователь мифов и символов («миф есть толкование символа»). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является «носителем материнства», в то время как Солнце «осуществляет развитие отцовского начала». Осн. соч. (кроме названного): Versuch über die Gräbersymbolik der Alten, 1859; Der Mythus von Orient und Okzident, изд. 1926;Urreligion und antike Symbole, I—III, изд. 1926; Gesammelte Werke, 10 Bde, 1943—1967.
С. A. Bemoulli. J. J. B.u. das Natursymbol, 1924; G. Schmidt. J. J. B. s Geschichtsphilos., 1929; K. Keränyi. B. u. die Zukunft des Humanismus, 1945; A. Baeumler. Das myth. Weltalter. B. s romant. Deutung des Alten Testaments, 1965; J. Heinrichs (Hg.). Materialien zu B.s, «Das Mutterrecht», 1975; A. Cesana. J. J. B.s Geschichtsdeutung, 1983.
С. A. Bemoulli. J. J. B.u. das Natursymbol, 1924; G. Schmidt. J. J. B. s Geschichtsphilos., 1929; K. Keränyi. B. u. die Zukunft des Humanismus, 1945; A. Baeumler. Das myth. Weltalter. B. s romant. Deutung des Alten Testaments, 1965; J. Heinrichs (Hg.). Materialien zu B.s, «Das Mutterrecht», 1975; A. Cesana. J. J. B.s Geschichtsdeutung, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
БАХОФЕН Иоганн Якоб
22 декабря 1815, Базель—25 ноября 1887, там же)—швейцарский историк религии, культуры и. права, основатель сравнительного правоведения. Изучал классическую филологию и юриспруденцию в Базеле, Берлине (у Ф. К. Савиньи) и Геттингене. В 1839 защитил диссертацию по римскому гражданскому праву, после чего два года обучался в Оксфорде, Кембридже и Париже. В 1841—44 профессор истории римского права в Базеле, с 1844 посвятил себя (параду с деятельностью в качестве судьи) изучению истории права и древней истории. Известность Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. Обратившись к мифологии и религиозным обычаям, нравам и правовым формам античного общества, Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства. Именно миф как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. «Символ», затрагивающий все струны человеческой души,—ключевое понятие при исследовании мифологии («миф есть экзегеза символа»).
Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля—материнское, солнце—отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю» (когда сын еще находится во власти матери)—ей соответствует хтоническая мифология; «полуденную» (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) — эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия — «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство—более высокого,, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой «дух». Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-10. Basel, 1943—67; Versuch uber die Grabersymbolik der Alten, 1859; Urreligion und antike Symbole, Bd. 1—2. Lpz., 1926; Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Munch., 1956; Das Mutterrecht. Fr./M., 1975.
И. А. Михайлов
Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля—материнское, солнце—отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю» (когда сын еще находится во власти матери)—ей соответствует хтоническая мифология; «полуденную» (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) — эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия — «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство—более высокого,, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой «дух». Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-10. Basel, 1943—67; Versuch uber die Grabersymbolik der Alten, 1859; Urreligion und antike Symbole, Bd. 1—2. Lpz., 1926; Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Munch., 1956; Das Mutterrecht. Fr./M., 1975.
И. А. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия