БАБЁФ Гракх

Найдено 1 определение
БАБЁФ Гракх
(наст. имя Франсуа Ноэль) (1760, СенКантен – 1797, Вандом) – философ-утопист. Один из первых коммунистов, проявивших себя во время Великой французской революции, поклонник Робеспьера и якобинцев; однако, в отличие от них, Б. стремился к созданию общества без частной собственности. Б. принадлежал к семье большой и бедной, грамоте его научил отец, остальные познания он приобрел сам, читая книги Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Д. Дидро, Ш.Л. Монтескьё. С 12 лет он начал работать землекопом на Пикардийском канале, но вскоре занялся изучением истории земельных владений в округе и стал довольно удачливым февдистом (специалистом по вопросам феодального права), выполнял заказы крупных земельных собственников на установление законных границ их владений. Принял активное участие в Великой французской революции. После поражения якобинцев и наступления реакции Б. стал продолжателем их революционно-демократических традиций, которые соединял с коммунистическими, коллективистскими принципами. Он издавал газету «Трибун народа» и стал вдохновителем движения «Во имя равенства» (нелегальной революционной организации, стремившейся к захвату власти).
В результате Б. и 47 его единомышленников были арестованы, он и А. Дарте были приговорены к смертной казни по обвинению в заговоре против власти и существующей общественной системы. Б. был критиком социального неравенства, причину которого видел в частной собственности. Он отстаивал проект «общества равных» с общественной собственностью на землю и прочие богатства, апеллировал к «естественным» правам человека, доказывая право каждого на жизнь, труд, свободу слова, мысли и действия. Говоря о свободе, он в коммунистическом духе подчинял ее принципу равенства. Идея равенства была ключевой в его мышлении, что с особой силой выразилось в написанном им в тюрьме «Манифесте плебеев». По своим политическим взглядам Б. был республиканцем и поддерживал демократические институты, но защищал идею не представительной, а прямой демократии, прямого народовластия. Однако такую политическую модель он рекомендовал для общества, в котором уже осуществлены коммунистические преобразования. Для переходного периода он признавал необходимость революционной диктатуры якобинского типа, т.е. диктатуры некоей группы, партии, выступающей от имени народа, но не сливающейся с ним. У Б. было довольно много последователей и единомышленников; революционеры XIX в. восприняли его идеи во многом благодаря его другу Ф. Буонарроти, который, возвратившись с многолетней каторги, принимал активное участие в деятельности революционных организаций и издал книгу «Заговор во имя равенства», где изложил революционную программу Б.
Соч.:
Соч. Т. 1–4. М., 1975–1982. Л ит.: Лихтенберже, А. Социализм и французская революция. СПб., 1907; Доманже, М. Бабёф и заговор равных. Л., 1925; Волгин, В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Долин, В.М. Гракх Бабёф накануне и во время Великой французской революции. М., 1963; Черткова, Г.С. Гракх Бабёф во время термидорианской реакции. М., 1980; Левандовский, А.П. Первый среди равных: повесть о Гракхе Бабёфе. М., 1986; Dahn, V., Saitta, А., Soboul, A. Inventaire des manuscrits et imprimés de Babeuf. P., 1966; Muri, D. Babeuf. Ideologia d’una revoluzione mancata. Essina, 1973; Rose, R.B. Gracchus Babeuf: The First Revolutionary Communist. Stanford, 1978. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.