революционное движение во Франции 18 в. за “Республику равных” — единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну. Движение наз. по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика — Гракха Бабефа (1760—97). Б. означал разрыв сложившегося в период революции конца 18 в. союза эксплуатируемых, плебеев с буржуазией. Он явился политическим и идейным отражением начала процесса выделения предпролетариата из общей плебейской массы, участвовавшей во фр. революции. Бабувисты — идейные наследники фр. материализма 18 в., идей Мелье о народной революции, “рационалистического” коммунизма Морелли, организационного и идейного опыта наиболее левых течений фр. революции. Они впервые пытались превратить социализм из теории в практику революционного движения; выдвинули идею о необходимости сохранения диктатуры трудящихся после победоносной революции; высказали положение, что история есть борьба между богатыми и бедными, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными. Идейное и организационное наследие Бабефа и его соратников было важной вехой на пути развития социализма из утопии в науку.
БАБУВИЗМ
БАБУВИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Бабувизм
революционное движение во Франции 18 в. за «Республику равных» — единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну. Движение названо но имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика — Гракха Бабефа (1760—97). В 1796 Бабеф и его соратники (Буо-нароти, Марешаль, Антонелль, Дар-те, Жермен, Дебон, Лепелетье и др.) организовали «Заговор равных», явившийся вершиной движения. Благодаря провокатору Гризелю заговор был раскрыт. Многие его участники были арестованы и осуждены. Бабеф и Дарте в 1797 были гильотинированы. Б. означал разрыв сложившегося в ходе подготовки и проведения революции конца 18 в. союза эксплуатируемых, плебеев с - буржуазией. Непрочность этого союза все время сказывалась, т. к. буржуазная революция в социальном отношении не могла дать ничего существенного наиболее обездоленной и эксплуатируемой части населения. Это стало совершенно очевидным в период термидорианской реакции. Б. и явился политическим и идейным отражением начала процесса выделения предпролетариата из общей плебейской массы, участвовавшей во фр. революции. Бабувисты — идейные наследники фр. материализма 18 в., идей Мелье о народной революции, «рационалистического» коммунизма Морелли,организационного и идейного опыта наиболее левых течений фр. революции. Б. означал шаг вперед в развитии социалистических идей, т. к. он возник на новом этапе социально-экономического развития Франции, к-рый связан с упрочением капиталистических отношений. Бабувисты впервые пытались превратить социализм из теории в практику революционного движения. Наряду с общим положением о будущей «Республике равных» бабувисты выработали план мероприятий, к-рые обеспечили бы улучшение положения бедноты и позволили бы подавить сопротивление контрреволюционных сил. Они выдвинули идею о необходимости сохранения диктатуры , трудящихся после победоносной революции; пытались дать характеристику осн. этапов революционного преобразования общества; высказали положение, что история есть борьба между богатыми и бедными, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными. Несмотря на черты исторического реализма, Б. не раскрыл роли пролетариата как гегемона социалистической революции, не пошел дальше заговорщической тактики, и это характеризует его как утопический социализм, хотя идейное и организационное наследие Бабефа и его соратников и было важной вехой на пути развития социализма из утопии в науку. Баденская школа — одна из влиятельных в начале XX в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Риккертом в ун-тах земли Баден — в Гейдельберге и Фрейбур-ге. Осн. идея Б. ш. — противопоставление метода истории методу естествознания: история якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в других науках понятия не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории — на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с т. наз. теорией ценностей. Учения эти были развиты Г. Мюнстербергом (1863—1916), Э. Ласком (1875—1915), в применениях к эстетике — И. Коном (1869—1947) и Б. Христиансеном, а в применении к социологии — Вебером. В совр. нем. социологии идеи Б. ш. развиваются в духе откровенного субъективизма и волюнтаризма, противопоставляемого марксизму. Представители этой социологии в Западной Германии — В. Таймер и Г. Рит-тер.
Источник: Философский словарь. 1963