БАБИЗМ
Бабизм
(от араб. ворота) — сектантское течение в исламе, отразившее массовое демократическое движение в Иране в 1848 – 1852 гг., направленное против феодализма, шахского самодержавия и засилья иностранного капитала. Основатель Б. — Али-Мухаммед. Использовав учение о скором пришествии мусульманского мессии — махди и идею о периодическом воплощении божества в пророках, Али-Мухаммед объявил себя в 1844 г. Бабом, т. е. воплощением божества, вратами божественного откровения, посредником между богом и людьми. Принципы своего учения Баб изложил в книге «Беян» («Откровение»). Его учение является результатом своеобразной реформы ислама, дополнением к Корану и напоминает учение шиитских сект. Б. проповедует пантеистическую концепцию божества (см. Пантеизм), идею возникновения мира путем эманации, т. е. мистич. истечения творческой энергии божества, и идею воскресения из мертвых путем переселения душ.
БАБИЗМ
учение мусульм. шиитской секты, возникшей в Иране в 40-50-х гг. 19 в. и придавшей религ. окраску широким народным восстаниям, направленным против гнета феодалов, шахского режима и экспансии иностр. капитала. Название произошло от прозвища основателя секты сейида Али Мохаммеда (1820-1850) - Баб, по-арабски «врата», через к-рые откроется путь истины и справедливости. Али Мохаммед проповедовал близкое пришествие мусульм. мессии - махди и идею периодич. воплощения божества в пророках. Осн. положения Б. изложены в книге «Беян» («Откровение»), написанной Али Мохам-медом взамен Корана и шариата, к-рые он считал устаревшими. Ба-биды проповедовали, что все люди равны, провозглашали освобождение от повинностей и налогов, равенство мужчин и женщин, необязательность ношения чадры; была попытка установления общности имущества и его уравнит. распределения. Б. жестоко преследовался. Али Мохаммед был расстрелян. Уцелевшие сектанты ушли в подполье или эмигрировали; среди них возникли новые течения, в т. ч. бехаизм.
Источник: Атеистический словарь
БАБИЗМ
течение в исламе шиитского направления в Иране, получившее название по прозвищу его основателя Али-Мохаммеда (1820–50) – Баб (арабск.), т.е. "Врата", через к-рые людям откроется новая вера и объявится махди – мусульм. мессия. В 1844 Али-Мохаммед объявил себя "Бабом", а в 1847 – махди. Осн. положения учения Али-Мохаммеда были изложены в книге "Веян", т.е. "Откровение" ("Le B?y?n arabe...", 1847, изд. 1905), написанной в подражание Корану. Согласно учению Баба, эпохи пророков Моисея, Иисуса, Мухаммеда, последовательно сменявшие друг друга, уже миновали. Отжили своей век Коран и шариат, их призван заменить "Беян". Причиной несчастий и несправедливостей являются, по Бабу, светские и духовные власти, отстаивающие старые порядки. В учении Баба большое место заняло также представление о том, что все люди по своей природе равны друг другу. Но бабидское святое царство должно установиться сначала в пяти провинциях Ирана; жить там уготовано одним бабидам. Остальные, в т.ч. иностранцы, не принявшие "Веяна" как истины, будут изгнаны, а имущество их конфисковано. Учение Баба отражало прежде всего недовольство торговых слоев Ирана произволом шахской власти и феодалов, усилением закабаления страны англ. капиталистами. Антифеод. направленность Б. проявлялась в требованиях бабидов, касавшихся налогов, денежной системы, взимания процентов ростовщиками и т.п. По учению Б., для скорейшего опознания следующего за Бабом пророка надо развивать пути сообщения, телеграф и почту, печать и образование и т.д. Антифеод. направленность учения Баба была развита его последователями в учениях, отвечавших чаяниям нар. масс и оказавших большое влияние в среде гор. и сел. населения. В конце 40-х – нач. 50-х гг. 19 в. Б. распространяется среди участников антифеод. восстаний крестьянства и демократич. гор. слоев Ирана, к-рые выступали с требованиями отмены частной собственности, признания общности имуществ, равенства людей перед законом и т.д. Против восставших высшие круги шиитского духовенства объявили священную войну – джихад; в 1850 по приказу шаха Баб был казнен; секта бабидов ушла в подполье. Во 2-й пол. 19 в. в Иране, Турции и др. странах Ближнего Востока получает развитие бехаизм, в своих истоках связанный с Б. Лит.: Мирза, Баб и бабиды. Религиозно-политические смуты в Персии в 1844–1852 годах, СПБ, 1865; Крымский ?., История мусульманства, ч. 3, М., 1912 ("Тр. по востоковедению, изд. Лазаревским ин-том вост. языков", вып. 12, ч. 3); Жуковский В., Российский имп. консул Ф. А. Бакулин в истории изучения бабизма, "Записки Вост. отд. Русского археол. об-ва", 1917, т. 24, вып. 1–4; Иванов М. С, Бабидские восстания в Иране (1848–1852), М.–Л., 1939; его же, Очерк истории Ирана, М., 1952, гл. 11; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство, М., 1957.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БАБИЗМ
сектантское учение и социально-полит. движение в Иране в 40—50-х гг. XIX в., периода массовых демокр. восстаний против феод. засилья, шахского самодержавия и иностр. капитала. Основоположником учения Б. был ширазский купец Али Мохаммед (р. 1820), принявший в 1844 прозвище «Баб», т. е. по-арабски «врата» (в новый мир). Он выступил с требованием обществ, преобразований преимущественно в интересах иранской торг. буржуазии. В своих проповедях он выражал надежду, что шах установит порядок и справедливость в стране. Он мечтал о монархии, в к-рой не будет ни всесильных феодалов, ни порочного и жадного духовенства, ни иностранцев, к-рых хотел вовсе не допускать в страну, зато купцы и верхний слой ремесленников будут благоденствовать. Шахские власти заключили Баба в тюрьму в Маку. Здесь он написал книгу «Беян» («Откровение»), предназначенную, как он утверждал, заменить Коран, к-рый, по учению Баба, уже утратил значение. Объявив себя в 1847 махди (мессией), Баб выдавал «Беян» за самое совершенное «откровение». Угнетенные иранские нар. массы восприняли антифеод. направленность учения Баба как призыв к активным действиям и в ряде мест подняли восстания под религ. знаменем Б. Тогда в 1850, по приказу шахского правительства, Баб был расстрелян в Тавризе. Учение Баба явилось важной сост. частью в идеологии крупных антифеод. (т. н. бабидских) восстаний, участники к-рых стремились осуществить утопич. идеал «царства божьего», «святого царства» на земле. Движущими силами этих восстаний были крестьяне, ремесленники и мелкая торг. буржуазия Ирана.
Демокр. элементы учения Баба развил происходивший из крестьян мулла Мохаммед Али Барфорушский, к-рый вместе с выдающейся бабидкой Куррат аль Айн возглавлял совещание неск. сот бабидов в деревне Бедашт, близ г. Шахруда (1848). Здесь бабиды выступили за отмену частной собственности, феод. повинностей и податей, а также привилегий господств. классов. Попытку установить общность имущества восставшие бабиды сделали в построенной ими крепости близ г. Барфоруша, в Мазандеране. Однако, обещав участникам восстания помилование (после неск. месяцев безрезульт. осады их крепости), командование шахских войск выманило бабидов из крепости, а затем войска перебили их (1849). Так же завершилось восстание в г. Зенджане в 1850: 15 тыс. бабидов захватили цитадель и часть города, провели обобществление имущества и продовольствия и отбивали атаки войска в течение полугода, но сдались, поверив обещанию помилования, и были истреблены. В том же году произошло бабидское восстание в г. Нейризе, в Фарсе. После неудачи массовых восстаний бабидские руководители перешли к террористич. актам. В 1852 было совершено неудачное покушение на шаха. Для иранских феодалов и высшего духовенства это послужило подходящим предлогом, чтобы беспощадно расправиться с бабидами. На основе Б. в дальнейшем развился бехаизм.
Демокр. элементы учения Баба развил происходивший из крестьян мулла Мохаммед Али Барфорушский, к-рый вместе с выдающейся бабидкой Куррат аль Айн возглавлял совещание неск. сот бабидов в деревне Бедашт, близ г. Шахруда (1848). Здесь бабиды выступили за отмену частной собственности, феод. повинностей и податей, а также привилегий господств. классов. Попытку установить общность имущества восставшие бабиды сделали в построенной ими крепости близ г. Барфоруша, в Мазандеране. Однако, обещав участникам восстания помилование (после неск. месяцев безрезульт. осады их крепости), командование шахских войск выманило бабидов из крепости, а затем войска перебили их (1849). Так же завершилось восстание в г. Зенджане в 1850: 15 тыс. бабидов захватили цитадель и часть города, провели обобществление имущества и продовольствия и отбивали атаки войска в течение полугода, но сдались, поверив обещанию помилования, и были истреблены. В том же году произошло бабидское восстание в г. Нейризе, в Фарсе. После неудачи массовых восстаний бабидские руководители перешли к террористич. актам. В 1852 было совершено неудачное покушение на шаха. Для иранских феодалов и высшего духовенства это послужило подходящим предлогом, чтобы беспощадно расправиться с бабидами. На основе Б. в дальнейшем развился бехаизм.