АВВАКУМ Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АВВАКУМ Петрович
(1620 или 1621 - 1682), протопоп, выходец из крест, среды, сын сельского священника, видный идеолог старообрядчества, один из руководителей раскола. Резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что был сослан в 1653 в Сибирь. После возвращения в Москву в 1663 продолжил борьбу со сторонниками реформы, проповедуя приход «царства антихриста» и близкий «конец света». Церк. собор в 1666 лишил А. сана и предал анафеме. В 1667 он был сослан в Пустозерский острог. После многолет. заключения в земляной тюрьме он был сожжен в срубе в 1682 «за великия на царский дом хулы». В своих многочисл. сочинениях, особенно в «Житии», А. обличал пороки офиц. церкви н «неправды» царского правительства, в религ. форме выражал чаяния крепост. крестьянства.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

АВВАКУМ Петрович
(1620 или 1621—1682) - протопоп, видный русский церк. деятель, возглавлявший раскол. С 1647 входил в кружок «ревнителей благочестия», объединявший близких царю Алексею Михайловичу церк. деятелей. С 1652 был настоятелем Казанского собора в Москве, но за выступление против церк. нововведений патриарха Никона в 1653 был сослан в Сибирь, откуда был возвращен в 1663, уже после падения Никона. В Москве А. продолжал активную деятельность против изменений в церк. порядках и сплачивал сторонников старообрядчества. В 1666 по постановлению собора он был лишен сана и предан анафеме, а в 1667 сослан в Пустозерский острог, но по-прежнему продолжал борьбу. В 1682 по приказу царя Федора Алексеевича А. вместе с нек-рыми его последователями был сожжен в срубе. А. обладал большой силой воли и упорством фанатика. В своих многочисл. поучениях, беседах, толкованиях библ. текстов и др. сочинениях, среди к-рых выделяется его «Житие...», являющееся ценным истор. и лит. памятником, он решительно выступал с обличениями церк. и социальных порядков.
В целом религ. и социальные взгляды А. носили консерват. характер. Однако в его обличениях, отражавших сложную и противоречивую социальную природу старообрядчества, имелись сильные антифеод. демокр. тенденции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.