АВТОРИТАРИЗМ
АВТОРИТАРИЗМ
(от лат. auctoritas — власть) — политический режим, основанный на монопольной власти одного лица, политической партии, группы, ограничивающих или не допускающих основную массу населения к управлению государством.
Авторитаризм
Злоупотребление властью, чаще всего основанное на наивном убеждении, что с помощью власти можно решить все проблемы. Поклонник авторитаризма слишком рассчитывает на покорность, которая необходима, но далеко не достаточна.
Источник: Философский словарь.
Авторитаризм
(лат. auctoritas – приказание, полная власть, влияние) – общественно политический строй, власть в котором монопольно осуществляется одним лицом. В авторитарной системе политической власти демократические процедуры либо отсутствуют, либо носят иллюзорный, фиктивный характер. Иногда понятие «авторитаризм» используется для характеристики стиля работы руководителя без учета мнения других сотрудников.
АВТОРИТАРИЗМ
(фр. autoritarisme, от лат. auctoritas — власть, влияние) — 1) Стиль принятия и реализации властных решений, противоположный демократическому. 2) Полит. режим, основанный на единовластии личности или группы лиц. Истор. формы А. весьма многообразны — от др.-вост. деспотий до военно-фашистских диктатур XX в. В классификации полит. режимов, принятой в совр. полит. науке, А. рассматривается как «средняя форма» между либерально-демокр. и тоталитарным режимами. Осн. отличие от первого —жесткая централизация власти, отсутствие легальных механизмов ротации властно-политич. элит. Осн. отличие от второго — сохранение свободы экон. активности граждан при ограничении их полит. и идеологич. свободы. А., как и тоталитаризм, часто опирается на массовую поддержку и специфич. культ вождя, харизматического лидера. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Авторитаризм
антидемократическая и антиправовая теория и практика власти и управления; политический режим беззакония и репрессий единоличного правителя или правящей клики. В условиях А. отсутствует правопорядок, вне судебно и (или) насильственно подавляются права и свободы граждан, политическая оппозиция и инакомыслие; процедура демократических решений или полностью отсутствует, или носит фиктивный характер. Суд лишен самостоятельности и является вспомогательным инструментом официальной власти.
Для А. характерна централизация и монополизация власти и управления, опора на полицейский и военный аппарат, агрессия во внешней политике.
В современных условиях авторитарные режимы маскируются формально демократическими режимами, создают тот или иной вариант «управляемой демократии».
Авторитарный тип сознания оправдывает систематическое применение принудительно-насильственных средств и способов властвования и управления, оно некритично к неправовым действиям государственной власти.
Для А. характерна централизация и монополизация власти и управления, опора на полицейский и военный аппарат, агрессия во внешней политике.
В современных условиях авторитарные режимы маскируются формально демократическими режимами, создают тот или иной вариант «управляемой демократии».
Авторитарный тип сознания оправдывает систематическое применение принудительно-насильственных средств и способов властвования и управления, оно некритично к неправовым действиям государственной власти.
Источник: Философия права, словарь-минимум
АВТОРИТАРИЗМ
лат, auto ritas -власть, приказание) - одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от к-рого эти требования исходят (Авторитет). Наиболее характерен А., для религиозных учений нравственности, в к-рых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Так, неопротестантизм единственным источником нравственных требований считает абсолютную волю бога, к-рую нельзя подвергнуть рациональному анализу. С этой т. зр. неправомерно даже ставить вопрос о том, почему поступки, повелеваемые богом, являются добром или почему бог повелевает людям совершать определенные действия. Реакционная сущность А. заключается в том, что он предполагает слепое выполнение предписанных свыше моральных требований, без понимания их социального смысла. Марксистская этика считает, что моральные требования имеют не субъективный источник (чья-то воля или приказ), а объективное основание. В конечном счете, это исторические законы развития об-ва и человека. Обязующая сила моральных требований зависит не от того, кто именно их высказывает, а от того, насколько правильно высказанные требования выражают объективные потребности людей и законы их общественного бытия. В этом состоит одно из отличий морали от права, где норма обретает силу в результате официального законодательства государства (Мораль и право).
Источник: Словарь по этике
АВТОРИТАРИЗМ
от лат. auctoritas - власть, влияние), антидемократич. и антиправовая концепция и практика властвования. К историч. формам А. относятся азиат, деспотии, тиранич. и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фаш. режимы, различные варианты «казарменного коммунизм». А.- это режим беззаконий, насильственной, не ограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера и т. п.) или правящей клики. В условиях А. отсутствует правопорядок, игнорируются права я свободы граждан, обществ, орг-ций и народа в целом. Процедура демократия, решений при А. или вовсе не существует или носит фиктивный, показной характер, власть не формируется и не контролируется народом, личность лишена гарантий безопасности в ее взаимоотношениях с властью, население страны превращено в простой объект политич. манипуляций. Власть при А. держится на неприкрытом насилии и постоянной возможности его непосредств. (внесудебного, внеправового) применения против всех неугодных. Суд лишен самостоятельности и является вспомогат. инструментом офиц. власти. Для А. характерны чрезмерный централизм в управлении, монополизация власти в руках узкой касты, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое использование жестоких мер принуждения и наказания, террористич. методов расправы с оппозицией, агрессивные установки во внеш. политике. А. широко использует демагогию, расовые, националистич. и др. предрассудки. Для А. характерно культивирование в массах фанатизма, страха и раболепного отношения к власти. Несмотря на воен. крах фашизма в ходе 2-й мировой войны, авторитарные тенденции продолжают действовать и в совр. условиях, о чем свидетельствуют военно-полицейские перевороты, активизация экстремистов правого и левацкого толка, оживление неофаш. сил в ряде капиталистич. стран.
Источник: Советский философский словарь
АВТОРИТАРИЗМ
от лат. auctor— создатель, основатель и auctoritas— власть)— понятие, возникшее в 19 в., буквально означает самовластное правление. Среди политических режимов (см. Режим политический) авторитарный занимает промежуточное положение между крайне правыми, деспотическими, тоталитарными и умеренно демократическими. Конкретные авторитарные режимы могут быть ближе или к правому, или к левому политическому флангу и принимать или либерально-демократический облик (правление де Голля во Франции), или право-консервативный, реакционный, и деспотический (правление Перона в Аргентине, Салазара в Португалии и др.). Основные черты авторитаризма: концентрация и централизация личной власти, командное управление; снижение роли представительных институтов; сведение к минимуму оппозиции, автономии политических и общественных организаций (партий, союзов и т. п.); ограничение в целом ассоциативной жизни общества; сокращение самоуправления; иерархический тип руководства во всех областях жизни общества (см. Иерархия); требование безусловного повиновения; акцент на принуждении.
Авторитарная идеология—специфическая форма идеологии порядка, ведущая начало от идеологии реставрации начала 19 в. (Ж.де Местр, Л. де Бональд, Р. де ла Тур дю Пин) с ее романтическим культом исторического прошлого, национальных героев, с развитой политической мифологией (см. Мифология), с акцентом на определяющей роли власти, государства и повиновения (идея Бональда — причинный характер власти короля, дворянство как средство ее осуществления и общество подданных как следствие).
К теоретикам авторитаризма нередко относят Т, Гоббса, идеолога сильной государственной власти, способной навести порядок и обуздать анархию неограниченной свободы. Среди других видных теоретиков авторитарного типа правления известны: X. Д. Кортес (1809—53), противник либерализма и социализма, сторонник религиозно-абсолютистской модели; Ф. Ю. Шаль (1801—61)—теоретик монархического варианта авторитаризма; Г. Трейчке (1834— 96) — идеолог и теоретик имперского правления Бисмарка. Исторические формы авторитаризма сменялись от реакционных к консервативным и бонапартистским, затем к либеральным, позже они пополнились националистическим, профашистским (напр., Ш. Моррас) и фашистским вариантами (режим Франко в Испании, военные хунты в разных странах и др.). Во 2-й пол. 20 в. кризисы отдельных национальных государств вызвали к жизни новые авторитарные режимы (Аденауэр в Германии, де Голль во Франции, «железная леди» М. Тэтчер в Англии и др.).
Лит.: Maisire J. de. Considerations sur la France. Neuchatel, 1796; Treilschke H. Vorlesungen uber Politik. 2 Bde. В., 1897; Adorno T. W., Frenkel-Braunswik E; Levinson D. J., Sanford R. N. The autoritarian Personality. N. Y., 1950; Lipset S. M. Political Man. N. Y., 1960; Lautorismo e la societa contemporanea. Roma, 1969; Clevages, Ideologies and Party Systems. Helsinki, 1964; Almond G. A., fowell G. Comparative Politics. Boston, 1966; Autoritarian Politics in modern Society. N. Y., 1970.
И. И. Кравченко
Авторитарная идеология—специфическая форма идеологии порядка, ведущая начало от идеологии реставрации начала 19 в. (Ж.де Местр, Л. де Бональд, Р. де ла Тур дю Пин) с ее романтическим культом исторического прошлого, национальных героев, с развитой политической мифологией (см. Мифология), с акцентом на определяющей роли власти, государства и повиновения (идея Бональда — причинный характер власти короля, дворянство как средство ее осуществления и общество подданных как следствие).
К теоретикам авторитаризма нередко относят Т, Гоббса, идеолога сильной государственной власти, способной навести порядок и обуздать анархию неограниченной свободы. Среди других видных теоретиков авторитарного типа правления известны: X. Д. Кортес (1809—53), противник либерализма и социализма, сторонник религиозно-абсолютистской модели; Ф. Ю. Шаль (1801—61)—теоретик монархического варианта авторитаризма; Г. Трейчке (1834— 96) — идеолог и теоретик имперского правления Бисмарка. Исторические формы авторитаризма сменялись от реакционных к консервативным и бонапартистским, затем к либеральным, позже они пополнились националистическим, профашистским (напр., Ш. Моррас) и фашистским вариантами (режим Франко в Испании, военные хунты в разных странах и др.). Во 2-й пол. 20 в. кризисы отдельных национальных государств вызвали к жизни новые авторитарные режимы (Аденауэр в Германии, де Голль во Франции, «железная леди» М. Тэтчер в Англии и др.).
Лит.: Maisire J. de. Considerations sur la France. Neuchatel, 1796; Treilschke H. Vorlesungen uber Politik. 2 Bde. В., 1897; Adorno T. W., Frenkel-Braunswik E; Levinson D. J., Sanford R. N. The autoritarian Personality. N. Y., 1950; Lipset S. M. Political Man. N. Y., 1960; Lautorismo e la societa contemporanea. Roma, 1969; Clevages, Ideologies and Party Systems. Helsinki, 1964; Almond G. A., fowell G. Comparative Politics. Boston, 1966; Autoritarian Politics in modern Society. N. Y., 1970.
И. И. Кравченко
Источник: Новая философская энциклопедия