АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА
греч autos — сам и heleros—иной)—распространенные типы этической теории. А. э. выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э. развивал Кант в “Критике практического разума”, где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др. К разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, к-рые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и нек-рые др. системы. С т. зр. марксизма дилемма автономности и гетерономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объективных и субъективных детерминант морали.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Автономная и гетерономная этика
(от греч. autos – сам и heteros – другой + nomos –закон) – понятия, введенные И.Кантом для обозначения противоположных направлений в понимании детерминации нравственности. А.э. полагает, что принципы нравственности не зависят от каких-либо внешних условий и предпосылок (экономических, политических и т.д.). С позиций Г.э., напротив, начала нравственности обусловлены другими сферами общественной жизни. Кант явился сторонником А.э.; Г.э. нашла типичное проявление в марксистской философии. С точки зрения философии развивающейся гармонии противопоставление А.э. и Г.э зиждется на недостаточно четком различении нравов с одной стороны и нравственности и морали с другой. Нравы регулируются неформальными нормами, и, естественно, их формирование и развитие испытывает на себе воздействие всех сфер общественной жизни; в этом смысле они гетерономны. Нравственность же и мораль это особые уровни человеческого общения, в основе которых лежат специфические ценности (добро и долг), несводимые к другим ценностям (пользе, наслаждению, рациональности). И, стало быть, в этом смысле нравственные и моральные ценности автономны, точнее сказать, самоценны, не являясь лишь средством для реализации других ценностей. Понятно, что сфера человеческого поведения, регулируемого именно нравственностью и моралью уже, чем совокупность нравов в целом.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Автономная и гетерономная этика
 (автономный — греч. — независимый, гетерономный — греч. — иной, другой) — буржуазные этические теории. А. э. исходит из принципа, что нравственный закон якобы имеет основание в самом нравственно-действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. А. э. выводит мораль из идеалистических представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Утверждение об абсолютной независимости, автономности нравственности антинаучно, поскольку приводит к отрицанию связи морали с исторически определенной системой общественных отношений. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э. развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из не зависящих от воли действующего субъекта причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность и желание добра другим людям. Поэтому к разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят гедонистическую этику (гедонизм), поскольку она основывает свои нравственные принципы на стремлении к удовольствию, а также утилитаризм, основой к-рого является принцип пользы, и мн. др. системы. Различение А. и г. а. не научно. Оно основано на отрицании факта обусловленности нравственности объективными общественными законами, на идеалистическом принципе автономии воли, на игнорировании активной роли субъекта в об-ве.

Источник: Философский словарь. 1963

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА
понятия, введенные Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей (автономная этика) и основанную на началах, взятых из др. сфер обществ, жизни (гетерономная этика). Этику, основывающуюся на самоочевидном моральном законе, Кант противопоставил теории франц. просветителей, видевших основу нравственности в естеств. побуждениях «человеч. природы» - интересе, склонности и т. п. Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внеш. принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфику моральных установлений в отличие от простой целесообразности природных потребностей и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привел Канта к априоризму, к мысли о том, что эти .чаконы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята
впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставившими мораль законам сущего и социальной действительности.
Марксистская этика, исходя из социально-историч. понимания природы морали, отрицает возможность построения автономной этики, отвергая в то же время и гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение ее к каким-тоиным социальным феноменам: утилитарному расчету - в утилитаризме, стремлению к наслаждению - в гедонизме, поиску личного счастья - в эвдемонизме, повиновению внеш. авторитету - в аппробативных теориях морали и т. п.

Источник: Советский философский словарь