АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
(конец XIX - начало XX вв.) — группа венских экономистов (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк), придерживавшаяся сходных методологических воззрений. Исходя из принципа методологического индивидуализма, экономические явления объясняются целенаправленными действиями индивидов. Экономическая ценность понимается как субъективный феномен. Ценность потребительских товаров вменяется производительным благам. К сожалению, в философской оценке воззрений А. ш., как правило, до сих пор присутствуют недопустимые крайности. Особенно часто их обвиняют в непозволительном индивидуализме и субъективизме. Бесспорно, что для таких обвинений есть известные основания, но необходимо учитывать и другие аспекты воззрений представителей А. ш. Экономическая действительность конституируется действиями индивидов. Речь идет об определении движущих сил экономических процессов, в т.ч. о динамическом подходе, согласно которому микроэкономические феномены вызывают к жизни макроэкономические процессы, затрагивающие большие социальные группы. Одна из заслуг «австрийцев» состояла в преодолении наследства естественного закона, столь отчетливо дававшего о себе знать в работах сторонников трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Еще одно достижение А. ш. состояло в вовлечении в научный анализ ментального уровня экономической теории. Недопустимо ставить знак равенства между интересом к ментальному уровню науки и субъективизмом. Заслуживают одобрения также усилия «австрийцев» по определению статуса экономических ценностей. Они вырабатываются в языке и сознании людей, а затем вменяются объектам и процессам, приобретая не телесное, а знаковое бытие. «Австрийцы» были весьма близки к выяснению природы экономических ценностей. Ошибочность их воззрений объясняется в основном недостаточным вниманием к концептуальной стороне дела и отсутствием развитых семиотических представлений. Отметим также, что исследователями не установлена преемственность между воззрениями представителей А. ш. и ставшим весьма известным философским направлением — эмпириокритицизмом (Р. Авенариус, Э. Мах) (см.), также сложившимся в стенах Венского университета. См. Methodenstreit, методологический индивидуализм, вменение ценностей.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.