Австралийская мифология
Австралийская мифология
система сознания аборигенов Австралии, которые заселили этот материк в мезолите и позднем неолите. Это мифосознание и культура, ему соответствующая, очень архаичны. Мифы аборигенов тесно связаны с ритуалами этих наро дов, в основном описывают тотемические культы. Значительное место в мифах занимают обряды магического размножения животных своего тотема (интичиум), культ Великой Матери (связанный с календарным циклом), а также разнообразные сценарии инициации (осуществления социализации, приема молодежи в общественную структуру) В культурной целостности мифы выполняют различную роль. Так, они могут быть со ставной частью ритуалов, нести секретную информацию для посвященных, могут создавать систему запрещений - табу или служить для развлечения. Архаичная мифология всегда очень подвижна, ее творит каждый рассказчик. Можно выделить ряд типологически сходных черт. Содержание мифов составляют в основном сведения о кормовой территории группы родственников, а также о соседских родоплеменных образованиях. Основная часть мифов - предания с описанием природы - холмов, рек и озер, животных и т. д. Действие обычно происходит во времени доисторическом, противостоящем реальному времени. У некоторых племен время «происхождения» совпадает со словом «сновидение». Как правило, мифические герои превращаются в природный и человеческий мир, который сохраняет, зачастую, их магическую силу. Часто события первородства, времен «сновидения» воспроизводятся в ритуально-наркотических снах и обрядах. Участники переживают всю историю непосредственно, сливаются со своими предками. Некоторые тотемические мифы состоят из сюжета возвращения предков на свою родину. Описываются поиски пищи, ее поедание, устройство стоянок, встречи с животными и людьми. Достигнув конца пути, герои уходят под землю, в норы, пещеры и т. д. Они превращаются в скалы, деревья, животных, чу-ринги (объекты, созданные искусственно). В некоторых мифах фигурируют культурные символические предметы (жезлы), которые используются как оружие или магические инструменты. В некоторых мифах вожди возглавляют отряд юношей, который магическими действиями способствует размножению своего тотема. Например, кенгуру убегает от людей своего тотема, которые его убивают, а затем воскрешают; или страус растерзывается людьми — собаками. Причем, трудно различить, о ком идет речь: о животных, людях или существах двойной породы. В развитии сюжета один и тот же персонаж пребывает в разных формах. Небесные явления, космос слабо представлены в австралийском мифе. Например, мужчина - луна, принадлежащий к тотему опоссума, вооруженный каменным ножом, поднимается на небо, идет но нему на Запад, спускается, наевшись опоссумов, округляется. Утомившись, он принимает вид кенгуру, его убивают юноши. Один из них сохраняет кость кенгуру, из которой вновь нарождается новый месяц. Образ жизни складывается в мифе под воздействием культурных героев. Так, огонь добывается из гигантского кенгуру, пользоваться каченными топорами научают люди-соколы, пришедшие с севера, брачные правила внедряет человек-страус и т. д. В более поздних мифах тотемные предки поднимаются на ступень более абстрактного обобщения. Так, развивается образ старухи-матери, которая символизирует землю, рождающую жизнь. С ней связывается образ змея - радуги. Кое-где фигурирует всеобщий отец - патриарх, он живет на небе, а также выступает как культурный герой и организатор инициаций. Многие мотивы мифов Австралии совпадают с мифами самых разных культурных групп.
Источник: Человек и общество. Культурология