АВГУСТИНИЗМ
Августинизм
одно из самых влиятельных направлений современной христианской мысли, основанное на философских, теологических и социально-политических взглядах Аврелия Августина. Теологический августинизм обращается к вечным проблемам дуализма Бога и мира. В политике проявляется в концепциях права, в частности отражающих взаимодействия светских и духовных властей.
Августинизм
течение в христ. философии, развивающее представление о вере как внутреннем общении человека с богом, о познании бога иррациональным путем. Основателем А. является богослов Августин Аврелий (354 – 430). В течение ряда веков А. был господствующим учением в католич. церкви. После 13 в. А. уступает свое влияние томизму. В наст. вр., не являясь официальной философией католицизма, А, однако, пользуется в католич. кругах заметным влиянием.
АВГУСТИНИЗМ
течение в христ. философии, выражающее антиинтеллект., интуитив. традицию. Осн. принципы А.: крайний реализм неоплатонич. толка, признание самодостоверности внутр. опыта, учение о непосредственно переживаемой связи человека с богом, отрицание рассудочных и выдвижение на передний план эмоц. средств воздействия, иллюминизм и фатализм. Основателем А. является ср.-век. богослов Августин Аврелий. В течение ряда веков А. был господств, учением в католич. церкви. После 13 в. его влияние ослабло, но он продолжал играть видную роль в идеологии католицизма. Наиболее яркие представители А. в католич. философии: ср.-век. мистики Б. Клервоский и Д. Бонавентура, в 17 в. - янсеннсты А. Арно, А. д’Аквильи, Сен-Сиран, Леметр де Сази и Б. Паскаль, в кон. 19 - нач. 20 - «католич. модернисты» (А. Луази, Э. Леруа, Л. Лабертоньер и т. д.), в наст. вр. — неоавгустинисты.
Источник: Атеистический словарь
АВГУСТИНИЗМ (АВГУСТИНИАНСТВО)
духовная традиция, основанная в V в. Аврелием Августином; святоотеческая по характеру, она возникла раньше схоластики и сохранилась после нее. Глубоко переработала ряд неоплатонических идей в свете церковной веры и личного духовного опыта основателя. Ориентирует на соединение богопознания с самопознанием, на духовное восхождение к Богу под руководством Внутреннего Учителя, на мистику света свыше, на соединение мудрости с верой и любовью и на понимание истории как необратимого движения мира к разделению на Град Божий и град мирской. Помимо этого включает в себя следующее: "все человеческое знание происходит от непосредственных божественных озарений (иллюминаций); в момент творения в материальную основу мира были "засеяны" определенные "семена" (rationes seminales - семенные разумные начала ), способные к развитию; в человеке есть больше одной субстанциальной формы (плюрализм); воля (любовь) первенствует над разумом" (К.Ранер и Г.Форгриммлер).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь