АВГУСТИН Блаженный Аврелий

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Аврелий Августин (Блаженный)
354-430) - представитель латинской (западной) патристики, епископ Гиппонийский. В поисках истины обращается к трактатам Цицерона, манихейцев, неоплатоников. Главные работы «Исповедь», в которой подверг критике свои ранние языческие взгляды, «О Троице», где систематизированы его теологические воззрения, «О граде Божием», в котором содержатся историко-философские взгляды. Он считал, что «К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум..».

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Августин "Блаженный" Аврелий
 (354—430) — епископ гиппонский (в Сев. Африке), христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит ярко выраженный фидеистический характер, подчиняясь принципу: «Без веры нет знания, нет истины». Его воззрения — один из источников схоластики. В соч. «О граде божием» А. развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви. Это учение сыграло большую роль в борьбе пап против светских феодалов. Влияние А. на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августинизм широко используется как протестантскими, так и католическими церковниками.

Источник: Философский словарь. 1963

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ)
354-430 гг.) – видный представитель периода патристики, который в своем труде «О граде божьем» разработал идею творения мира Богом по своей воле из ничего, рассматривая Бога как высшее благо, в котором содержатся вечные и неизменные идеи, сущности, обеспечивающие мировой порядок. Созданный Богом мир иерархично организован и представляет собой лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, созданный Богом по своему образу и подобию. Живой мир отделен от человека непроходимой стеной (в нем нет души, он лишен права на гуманное отношение). Жизнь человека божественно предопределена. Человек – двойственное  существо, в нем соединяются природное материальное тело и разумную душу. Душа человека бессмертна. Сущность духовной жизни – воля. Воля выше разума, высший акт воли – вера, поэтому вера выше разума (сначала человек должен уверовать в Бога, а потом познавать его). Имея душу, человек  действует  свободно,  ибо  обладает свободой воли, но  все,  что  делает человек, делает через него Бог. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

АВГУСТИН Блаженный Аврелий
христианский философ, теолог, один из «отцов церкви» Защищал учение о предопределенности: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин изложил в своей книге «О граде Божием», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет царство Божие с римской церковью. Августин говорил о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. По его убеждению, при сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
Даты жизни. Родился 13.11.354 в Тагасте (Северная Африка, Нумидия). Изучал риторику в Карфагене, Риме и Милане. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем глубокий интерес к философии и страстное желание найти истину. В 387 принял крещение. Становится христианским пастырем. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка, близ Карфагена). Умер 28.8.430 в Гиппоне.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Августин Аврелий (Блаженный)
(354–430)
«Между земным и Небесным градами»
Жизнь. Августин Аврелий (в католичестве – Святой; в православной церкви – Блаженный) родился в Северной Африке, в маленьком городишке Тагасте. Отец его был язычником, мать же – истовой христианкой, что не могло не сказаться на судьбе сына. После окончания местной школы Августин продолжил обучение в главном городе Северной Африки – Карфагене, где позже несколько лет работал преподавателем. С 384 г. он живет в Риме, потом перебирается в Милан, где знакомится с учением манихеев. Некоторое время он исповедует манихейство, однако уже в 387 г. принимает крещение от епископа Амвросия, после чего отправляется на родину – в Африку. Прибыв в Тагаст, он распродает все свое имущество и основывает христианскую общину, члены которой ведут благообразный и добродетельный образ жизни. В 395 г. он становится епископом в г. Гиппоне, оставаясь в этой должности до самой смерти.
Литературнофилософское наследие Августина поистине колоссально. При этом главная тема Августина практически во всех его работах остается неизменной – Бог, Троица, Человек. В этом вечном треугольнике и разворачиваются, по его мнению, основные акты великой драмы под названием Жизнь. Главные сочинения Августина – «О Граде Божием» и «Исповедь».
Августин и новое понятие – Личность. Итак, одной из главных тем Августина был человек, его внутренний мир. Августина интересовал прежде всего человек духовный, его стремление к Богу. И, в отличие от древних греков, для которых собственное «Я» всегда было как бы изначально дано (я есть, просто потому что я есть), Августин открывает в человеке принципиально новый уровень осмысления. Человек, по Августину, есть существо не просто мыслящее, но и проявляющее свою волю, что почти всегда идет вразрез с волей всемогущего Бога. В этом и проявляется личностное начало человека, способное сделать его либо подлинной Личностью, либо законченным грешником. Человек может стать подлинной Личностью лишь при полном подчинении своей воли божественной воле, ибо внутри всякого человека, говорит Августин, находится образ божий. Более того, необходимо помнить, что душа человека является главной целью и заботой как всеблагого Бога, так и дьявола. Поэтому человек, осмысливая себя как существо духовное, как «душу живую», должен сделать свободный выбор между этими двумя силами.
Августин о Боге. Августин был едва ли не первым христианским мыслителем, пытавшимся рационально доказать существование Бога. Вопервых, он указывал на гармоничность и целесообразность всей видимой природы: «…Сам мир с его порядком в разнообразии и изменчивости, с красотой его видимых объектов бессловесно убеждает нас в том, что он создан Богом невыразимым и невидимым, великим и прекрасным». Вовторых, Августин указывал на тот факт, что во всем мире, во всех народах и племенах всегда существовало представление о высшей неземной силе, о духах, божествах и богах; причем все разумное человечество единодушно в этом вопросе: «Если исключить часть людей, природа которых целиком извращена, весь род человеческий признает Бога Творцом мира». И втретьих, Августин говорит о том, как много существует благого, прекрасного, мудрого и праведного в этой земной жизни. А так как все эти вещи и понятия должны иметь какоето общее начало, то таким началом, без сомнения, является истинно благой, прекрасный, мудрый и праведный Бог. Августин о времени. Еще одна оригинальная проблема, разрабатываемая Августином, касалась вопроса о том, что такое время. И надо сказать, что он справился с этим труднейшим вопросом блестяще. Прежде всего он рассмотрел время с точки зрения нашего обыденного восприятия: вчера – сегодня – завтра. Но ведь «вчера» уже не существует, а «завтра» еще не наступило, следовательно, в реальности остается лишь бесконечно длящееся «сегодня». При этом, говорит Августин, такое разделение времени возможно только у человека и только благодаря наличию в нем духовного начала. Иными словами, мы внутренне, духовно переживаем течение времени, постоянно обращаясь к прошлому (память), вглядываясь в будущее (ожидание) и во всякое мгновение пребывая в настоящем (духовное переживание, интуиция). Длительность же самого времени, утверждает Августин, полностью зависит от нашего духовного мира и настроения: когда нам очень плохо – время елееле ползет, когда нам радостно и приятно – летит на всех парах.
Августин о мировой истории. В учении Августина есть еще одна оригинальная идея – он первым из философов дал анализ мировой истории. Как мы уже видели, Августин рассматривал человека и его внутренний мир как поле битвы Бога и дьявола. Однако он переносил эту схватку и на всю мировую историю человечества. Он утверждал, что сражение между Богом и дьяволом, светом и тьмой, добром и злом, святостью и грехом происходят в каждое мгновение времени во всем мироздании, в том числе и на Земле. В этом заключается смысл мировой истории, идущей к своему логическому концу – пришествию Христа, Страшному суду и установлению Небесного Града Божьего. При этом существует и Град Земной, олицетворенный великой Римской империей. Внутри нее все большую силу набирают последователи дела Христова, которым противостоят всякого рода язычники, еретики, грешники и богохульники. В результате развернулась ожесточенная духовноидейная битва, и завершилась она полной победой язычников (в 410 г. Рим был захвачен гуннами). Однако история на этом не закончится. Потом наступит «день восьмой», когда «плоть станет духовной» и исчезнет время, и установится вечность, и всякая тварь станет любить, восхвалять и прославлять имя Господне.

Источник: Философия. Краткая история.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ)
354–430)   Крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья, родоначальник христианской философии истории («О граде Божьем»). Развил учение о предопределении. Автор произведений «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О свободе воли», автобиография «Исповедь» и др. Августин родился в 354 году в небольшом африканском городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) в небогатой семье. Отец его, член городского совета. Патриций, был типичным представителем среднего слоя населения африканской провинции. Жил он, как тогда говорили, «по плоти», а не «по духу». Только перед самой смертью он принял крещение, видимо, по настоянию своей глубоко верующей жены Моники. От отца Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. Сколько-нибудь существенного влияния на духовное формирование сына отец не оказал. Августин почти не упоминает о нем в «Исповеди» — истории своего духовного становления. Напротив, матери он посвящает много великолепных, наполненных искренним и глубоким чувством страниц. Будучи христианкой, она прилагала немало усилий, чтобы приобщить к «истинной церкви» мужа и сына. Водном были едины отец и мать юного Аврелия — это в стремлении дать сыну хорошее образование. Начальный курс обучения он прошел в Тагасте и в расположенном неподалеку от него Мадавре. Затем по настоянию отца, хотя семье это было явно не по средствам, и с полного согласия матери он был отправлен в риторскую школу Карфагена, где провел три года. Родители понимали, что образование поможет сыну сделать карьеру, и ограничивали себя во всем, чтобы помочь ему закончить курс обучения. Уже в пятнадцати-шестнадцатилетнем возрасте в Августине активно заговорили позывы плоти, что радовало отца и очень беспокоило мать. В Карфагене Августин погрузился в стихию любовных наслаждении «Любить и быть любимым, — писал он, — было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной. Я мутил источник дружбы грязью похоти, я туманил ее блеск адским дыханием желания. Гадкий и бесчестный, в безмерной суетности своей я жадно хотел быть изысканным и светским. Я ринулся в любовь, я жаждал ей отдаться. Я был любим, я тайком пробирался в тюрьму наслаждения, весело надевал на себя путы горестей, чтобы секли меня своими раскаленными железными розгами ревность, подозрения, страхи, гнев и ссоры». В первый же год своего пребывания в Карфагене он сблизился с женщиной, которой оставался верен в течение пятнадцати лет. В 373 году она родила ему сына Адеодата, умершего в 390-м. С детства Аврелий любил игры, зрелища, театральные представления, в школе он предпочитал занятия поэзией другим наукам. В Карфагене его страсть к театру и зрелищам еще более усилилась, ибо нашла здесь богатую пищу. Курс наук в риторской школе давался Аврелию легко, и он не был лишен честолюбивых мечтаний. «Тянули меня к себе и те знания, которые считались почтенными. Я мечтал о форуме с его тяжбами, где бы я блистал, а меня осыпали похвалами тем больше, чем искуснее я лгал. Я был первым в риторской школе был полон горделивой радости и надут спесью». В соответствии со школьной программой в 373 году Августин изучал диалог Цицерона «Гортензий», который поразил его не только красотой языка, но прежде всего глубиной содержания, страстным призывом любить мудрость, жизнь духа. «Любовь к мудрости по-гречески называется философией, эту любовь зажгло во мне это сочинение». За мудростью он обращался к Священному писанию. Первое знакомство с Библией только укрепило детскую неприязнь Аврелия к христианству. Библейские истории показались ему непонятными и нелепыми, а язык их — грубым и примитивным — он не мог идти ни в какое сравнение с красноречием Туллия. Августин вынужден искать духовность за стенами своего карфагенского «университета». На долгие годы обретает он ее в учении манихеев — религиозном течении, исповедовавшем противоположность добра и зла, света и тьмы. Девять лет Августин был ревностным сторонником манихейства, водил дружбу с его видными представителями, обратил в манихейство ряд своих друзей. Позже он так оценит свою духовную незрелость того времени: «Я не знал того, что есть воистину, и меня словно толкало считать остроумием поддакиванье глупым обманщикам». Августин изучил многие тома манихеиских сочинений, «прочел и понял все книги, относившиеся к так называемым «свободным искусствам, какие только мог прочесть». Все науки давались ему легко. Августин гордится тем, что сам без помощи учителей справился с этими науками и «запутаннейшими книгами». На двадцатом году жизни он самостоятельно изучил считавшиеся в его среде труднейшими «Категории» Аристотеля и попытался приложить их к познанию Бога. С 375 года началась преподавательская деятельность Августина. В течение восьми лет он, по его собственному выражению, «продавал за деньги искусство победоносной болтливости», то есть риторику, в Карфагене и грамматику в Тагасте, на практике осваивая психологию педагогики, которую он впоследствии положил в основу своей теории христианского красноречия. К карфагенскому периоду относится начало литературной деятельности Августина. Первое его произведение посвящено эстетической проблематике — это написанный в 380–381 годах в античных традициях трактат «О прекрасном и соответствующем», который, к сожалению, был им вскоре утерян. Обостренную любовь к прекрасному Августин пронес через всю свою жизнь, хотя специально в своем творчестве больше никогда не возвращался к этому вопросу. К концу карфагенского периода Августин все больше начинает ощущать неудовлетворенность манихейством. К этому времени он был уже достаточно сведущ во многих науках, начитан в философии. Сравнивая философские учения «с бесконечными манихейскими баснями», он понял, что первые значительно ближе к истине, ибо основаны на разумном исследовании видимого мира. Особенно вопиющим было противоречие между астрономическими знаниями того времени и фантастическими идеями манихеев. Веру Августина в манихейство во многом подорвало его знакомство и беседы с кумиром манихеев епископом Фавстом, который оказался красноречивым проповедником, но практически совершенно неосведомленным в свободных науках и философии. Фавст сам начал с большим рвением учиться у Августина, а последний устремился на поиски новых духовных горизонтов. В 384 году не без помощи своих друзей-манихеев он перебрался в Рим и по их ходатайству получил должность учителя красноречия в риторской школе Милана. Не отказываясь еще от поддержки манихеев, Августин уже искал новые пути к истине. Позже Августин будет вспоминать, что в Италии он часто вел беседы с самим собой о способе нахождения истины, и ему казалось, что найти ее невозможно, и в своих мыслях он уносился к Академии. По приезде в Милан (Медиолан) Августин посетил знаменитого на весь Запад миланского епископа Амвросия, который толковал события ветхозаветной истории не в буквальном, но «в духовном смысле». Он находился под сильным влиянием аллегорически-символического метода толкования Ветхого завета, восходящего еще к Филону Александрийскому и его христианским последователям Клименту и Оригену. Это было ново для Августина и явилось для него своего рода откровением. Амвросий, как и его духовный наставник Симплициан, находился под влиянием неоплатонизма, который был распространен тогда как среди язычников, так и среди христиан. В Милане существовал кружок «платоников», латинские переводы «Эннеад», сделанные известным философствующим ритором Марием Викторином, вскоре попали в руки Августина и поразили его своей духовной силой и глубиной. Из них он почерпнул представление о бестелесной, нематериальной духовности, неоплатонизм указал ему путь внутрь себя, ориентировал на поиск истины не во внешнем мире, но в сокровенных тайниках души. Большое влияние неоплатонизма на Августина ощутимо практически во всех его работах. Позже, став одним из главных идеологов христианства, Августин испытывал глубокое уважение к неоплатоникам, считая, что они стояли ближе всех других философов к христианству. По его мнению, изменение лишь отдельных слов и мыслей в текстах неоплатоников превращало их в христианские. Однако Августин не стал чистым платоником. В это время в Милан приехала мать Августина и с помощью Симплициана попыталась направить сына на путь христианства, к которому он, как и сам ощущал, тяготел все больше и больше. Августин бросил службу и удалился с группой друзей и родственников на виллу своего друга в Кассициаке (близ Милана), где предавался духовным размышлениям, беседам с друзьями и активно готовился к принятию христианства. 24 апреля 387 года он вместе с сыном Адеодатом и другом Алипием принял крещение. Принятие христианства Августин понимал как уход от житейской суеты в гавань истинной философии и глубокой духовной жизни. В Кассициаке Августином были написаны первые философские трактаты: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О бессмертии души», начат трактат «О музыке». По подсчетам самого Августина, до 427 года он написал 93 трактата общим объемом в 232 книги, не считая огромного количества писем и проповедей (из последних до наших дней сохранилось 500). До нас не дошло только 10 из перечисленных самим Августином сочинений. После принятия крещения Августин решает вернуться в родную Африку. По дороге домой умирает его мать Августин задерживается некоторое время в Риме, пишет здесь еще несколько книг и осенью 388 года прибывает на родину. Он распродает свое скромное имущество и организует в Тагасте небольшую общину монастырского типа из шести человек. Три года, прожитые в Тагасте, полностью посвящены духовным занятиям: пост, молитва, добрые дела, размышления о Боге, беседы с друзьями и работа над книгами. Имя Августина становится все более известным среди местных католических христиан, и вскоре по их настоянию епископ Гиппона (25 км от Тагасты) Валерий посвящает его в сан священника (391). Католическая церковь испытывала острый недостаток в клириках. Августина как одного из наиболее образованных в Африке католиков призывают к активной церковной деятельности. В 395 году Валерий посвящает его в свои преемники, и уже через год, в 396-м, после смерти Валерия, Августин занимает епископскую кафедру в Гиппоне, где он пробыл 34 года — до самой смерти. На посту епископа Августин много сделал для укрепления католической религии в Африке, углубления христианской догматики в борьбе с еретическими движениями — донатизмом и пелагианством. Надо сказать, Августин в борьбе с инакомыслием не брезговал силой государственного принуждения. В «Апологии гонений» Августин пишет, что раны, нанесенные другом, лучше поцелуев врага. Тем не менее он хвалит следователя, добившегося признаний «одними розгами, не прибегая ни к растяжению тела на станке, ни к вырыванию крючьями мяса, ни к обжиганию его пламенем». Не случайно исследователи творчества Августина назвали его «молотом еретиков». Августин пережил разгром Рима войсками Алариха в 410 году. Скончался он 28 августа 430 года в Гиппоне, осажденном вандалами. В последние часы он умолял Бога послать ему смерть раньше, чем вандалы возьмут город. Приближалось время крушения Римской империи. Августин начал свою жизнь как полнокровный «соматик», вкусил удовольствий «телесной жизни» и только затем, ощутив неудовлетворенность ею, устремился на поиски высшей истины. Но и когда перед ним начали раскрываться горизонты духовной жизни, он еще долго и крепко держался за удовольствия материального мира, причем особо трудным для него было отказаться от удовольствий плотской любви. Либидо прочно удерживало в своих руках тело и душу Августина. Две тенденции раздирали позднеантичный мир — абсолютная духовность и предельная чувственность. Две воли, по выражению самого Августина, разрывали его душу — плотская (старая) и духовная (новая). Научившись у неоплатоников всматриваться в свой внутренний мир и обострив эту способность до предела, Августин дает великолепные по своей глубине и художественной выразительности описания своего внутреннего драматического состояния и душевных движений того времени: «От злой же воли возникает похоть, ты рабствуешь похоти — и она обращается в привычку, ты не противишься привычке — и она обращается в необходимость. И две мои воли, одна старая, другая новая, одна плотская, другая духовная, боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя. Я понимал, что сам являюсь доказательством того, о чем читал, как «тело замышляет против духа, а дух против тела». Я жил и тем и другим». Когда войска Алариха в 410 году опустошили Рим, среди язычников вспыхнула очередная волна антихристианских возмущений. Бедствия Рима ставились в вину христианскому государству, поправшему и изгнавшему древних богов, которые теперь мстят за нанесенное им оскорбление. Августину приходится взяться за перо, чтобы написать еще одну (в длинном ряду) апологию христианства. Таким образом, завоевание Рима варварами явилось важным поводом и толчком к написанию большого и во многом итогового трактата Августина «О граде Божьем», над которым гиппонский епископ работал с 413 по 426 год. Однако, появление этого произведения закономерно вытекало и из его внутренних философских устремлений. Ко времени написания «О граде Божьем» Августин неплохо для своего времени знал историю духовной культуры. В крупнейшей христианской апологии цитируется не менее тридцати пяти античных авторов, из них Варрон — не менее 210 раз, Вергилий — не менее 85, Цицерон — не менее 45, Платон — 20, Апулей — 27 раз. В трактате множество античных реминисценций и пересказов отдельных идей античных писателей (в частности, Плотина). Библия цитируется не менее 1400 раз. На апологетов Августин, как правило, не ссылается, но черпает у них многие факты и аргументы. Основу августиновской философии составляет идея существования двух общин, двух государств, или «двух градов» — божественного и земного. К первому относятся все верные Богу существа, добрые ангелы, истинные христиане и добродетельные люди. Все же связанные с грехом, бесчестными делами, плотскими и суетными влечениями, идущие путями заблуждении и т. п., составляют граждан земного града. Земной град — это вся история человечества, история «земных царств». Она насчитывает «семь веков» первый — от Адама до потопа, второй — от потопа до Авраама, третий — от Авраама до Давида, четвертый — от Давида до переселения в Вавилон, пятый — от вавилонского переселения до рождества Христова, шестой — длится сейчас от рождества Христова и седьмой — будущий век. В будущем веке, по Августину, все граждане земного града, если не успеют приобщиться к жизни «по духу», будут осуждены на вечные муки а скитальцы града Божия обретут покой и «несказанное блаженство». Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина — Бог. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он — единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего. Все остальное определяется божественной волей и зависит от нее. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира. Природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. По Августину, душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно: «Тот способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека а между тем это и есть человек». Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он становится самонадеянным, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей совершает греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла божественная благодать. В этом состоит понятие божественного предопределения. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю. Августин полагал, что цель человеческой жизни — счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души. Прежде чем человек доходит до главных истин, он, по мнению Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся. И выход из этой ситуации Августин увязывает с формулой: «Я сомневаюсь, следовательно, существую» Тем самым Августин предваряет методологический ход рационалиста XVII века Р.Декарта, у которого из тотального сомнения рождается вывод: «Я мыслю, следовательно, существую». Августин, будучи священником, оставил большое теологическое наследие. Причем в своем творчестве он сумел дать оригинальные ответы на большинство вопросов христианского вероучения, начиная с космологии и заканчивая устройством церковной организации. Именно Августин обосновал в своем сочинении «О граде Божьем» необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Он же провозгласил, что церковь является самой высшей инстанцией в деле толкования божественной истины. А потому содержание божественного откровения, доказывает Августин, нельзя искать в священных текстах вне церковной опеки. Возможность произвола Августин связывает с наличием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, самостоятельной основы и питающего его источника не имеет. Зло, по убеждению Августина, является отсутствием или неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Физическое зло выглядит как порок, а нравственное зло имеет форму греха. Августин стал для всего западного христианства авторитетнейшим «отцом церкви», одним из основоположников «схоластического метода» мышления, заслужив с легкой руки Абеляра титул «excellentissimus doctor». Опираясь на традиции античных философских систем (прежде всего на платоновско-неоплатоническую), сохраняя многие элементы этих систем, Августин заложил фундамент новой философии и даже, как полагает современный немецкий философ, «создал христианскую философию в ее предельном латинском варианте». В средние века христианский неоплатонизм повсеместно господствовал в западной философии. Только с XIII века у него появился серьезный соперник — томизм, который, однако, был авторитетен только у католиков, в то время как учение Августина нашло активных сторонников и среди протестантов.      

Источник: 100 великих мыслителей

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
507.76 кб

«Homo Interior» Августина Аврелия (Блаженного)

Гагарин А.С.
Читать PDF
301.17 кб

К вопросу о титуловании блаженного Августина Аврелия в восточной православной традиции

Букин Михаил Андреевич
В статье поднимается вопрос о том, каким образом в богословской, литургической и духовной православной литературе следует именовать Августина Аврелия, епископа Иппонийского.