АВЕНАРИУС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

АВЕНАРИУС (Ричард)
немецкий философ и эпистемолог (Париж, 1843 — Цюрих, 1896). Вместе с Э. Махом считается основоположником эмпириокритицизма — позитивистской доктрины, продолжающей неокантианство. Его теория познания пытается вычленить понятие опыта («Критика чистого опыта», 1888-1890), отрицающее идею объективной реальности, внешней по отношению к сознанию. Реальность образуется комплексами ощущений, а не «телами». Доктрина Авенариуса продолжает традицию Юма и Беркли.

Источник: Философский словарь

АВЕНАРИУС
Avenarius) Рихард (19.11.1843, Париж - 18.8.1896, Цюрих), швейц. философ-идеалист, един из основоположников эмпириокритицизма. Центр, понятие философии А.- опыт, в к-ром он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического, толкуя их лишь как содержание внеш. и внутр. опыта. Учение А. о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Философия А. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм».

Источник: Советский философский словарь

АВЕНАРИУС
Avenarius), Рихард (19 нояб. 1843 – 18 авг. 1896) – швейц. философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Проф. Цюрихского ун-та. Центр, понятие философии А. – "опыт" ("Критика чистого опыта" – "Kritik der reinen Erfahrung", Bd 1–2, 1888–90, рус. пер. 1907–08), в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Однако понимание физического и психического лишь как содержания опыта, сведение их к внешнему (физическое) и внутр. (психическое) опыту и есть признание первичности сознания, субъекта, ибо опыт без субъекта, без сознания – пустой звук. В учении А. о "принципиальной координации" утверждается нерасторжимое единство субъекта и объекта (системы С, или центр, члена, и системы R, или противочлена, по терминологии А.). Но формула "без субъекта нет объекта" и есть субъективный идеализм, исключающий объективную реальность, существующую независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания и мышления по "принципу наименьшей траты сил". Философия А. и его учеников – Вилли, Петцольдта, Карстаньена – была подвергнута критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908, изд.1909). Соч.: Человеческое понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913. Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans (ответ г. Богданову), Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; его же. Трусливый идеализм, там же; Аксельрод Л. (Ортодокс), Субъективный материализм, "Современный мир", 1910, No 2, 4; Филиппов М., О философии чистого опыта,"Научное обозрение", 1898, No 5; Чечин М. Н., Критика В. И. Лениным махистской теории "элементов мира" и "опыта", в сб.; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" – важнейший этап, в развитии марксистской философии, М., 1959. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АВЕНАРИУС

1843-1896) швейцарский философ, один из главных представителей эмпириокритицизма. Основные произведения: «Критика чистого опыта» (1888-1890), «Человеческое понятие о мире» (1909), «Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы» (1913).
Термин «эмпириокритицизм» означает «критика опыта», что и составляет основное содержание этого философского направления, которое видит свою задачу в том, чтобы очистить опыт, выявить содержание «чистого опыта», свободного от посторонних привнесений. Такую операцию по очищению опыта совершает философия, в то время как конкретные науки постоянно накапливают знания и тем самым примешивают к опыту посторонние элементы. По мнению Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми посторонними представлениями - апперцепциями: ценностными (темематологическими) и антропоморфическими. Первые представления связаны с тем, что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим, апперцепциям относятся мифологические представления (представления о некоем «Я», живущем в нашем теле), антропатические представления (воздействие «страстей душ» на телесные движения человека), интеллектуально-формальные представления.
Авенариус полагает, что опыт состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются как ощущения. На пути очищения опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, под которой он понимает процесс приписывания другим людям восприятий окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и вкладывания этих чувств и мышления в других людей. «И эта интроекция есть то, что вообще из "находящегося предо мной" делает "находящимся во мне", "первоначально находимого" "представляемое", из "составной части (реальной) среды", "составную часть (идеального) мышления", из "дерева" с его механической энергией - "явление" из той материи, из которой сотканы сны» [О предмете психологии. М., 1911. С. 22]. Таким образом, придуманный внутренний мир противополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение различных восприятий внутрь других людей, а тем самым - и в нас самих. Получается, согласно Авенариусу, удвоение мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира вещей, которые непосредственно даны нам в опыте, существует еще и мир представлений, которые находятся в душе другого человека. Авенариус выступает против этого положения, считая, что борется против идеализма. Он полагал, что нельзя «удваивать мир». Он писал: «Мозг не есть ни местопребывание, ни седалище, ни производитель, ни орудие или орган, ни носитель или субстрат и т.д. мышления. Мышление не есть ни обитатель, ни повелитель, ни другая половина или его сторона и т.д., равным образом и не продукт, даже не физиологическая функция, или даже хотя бы вообще какое-либо состояние мозга». [Человеческое понятие о мире. М" 1909. С. 69.]
Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает концепцию «принципиальной координации», суть которой состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, т.е. «без субъекта нет объекта».
Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус выдвинул принцип «наименьшей меры силы». Он писал: «В случае присоединения новых впечатлений душа сообщает своим представлениям возможно меньшее изменение; или, другими словами: после новой апперцепции содержание наших представлений оказывается возможно более сходным с их содержанием до этой апперцепции... На новую апперцепцию душа затрачивает лишь ровно столько сил, сколько необходимо, а в случае множества апперцепций она отдает предпочтение той, которая совершает ту же работу с меньшей затратой силы» [Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. СПб., 1913. С. 3].

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
262.46 кб

«Эмпириомонизм»А. А. Богданова: критика идей Маха и Авенариуса

Полуян Наталья Николаевна
В работе анализируются основные моменты философской концепции «эмпириомонизма» или монистической теории опыта, разработанной русским философом и ученым конца XIX начала ХХ в. А.А.

Похожие термины:

  • Рихард Авенариус

    род. 19 нояб. 1843, Париж - ум. 18 авг. 1896, Цюрих) - швейц. философ; с 1877 профессор; родоначальник эмпириокритицизма. Главное произв. "Критика чистого опыта" ("Kritik der reinen Erfahrung", 2 Bde., 1888-1900).