фригийский бог природы. Согласно мифу, А. был пастухом, и его полюбила мать богов Кибела; смертельно раненный на охоте кабаном, он превратился после смерти в сосну. В М. Азии, а затем и в Риме, воспринявшем культ А. ок. 200 до н. э., ежегодно отмечались смерть и воскресение А. Христианство заимствовало нек-рые элементы культа А.
АТТИС
АТТИС
Источник: Атеистический словарь
АТТИС
по малоазийским верованиям, перенесенным также в Др. Грецию и Рим, - бог весны и растительности, возлюбленный Кибелы. Согласно мифам, изменив Кибеле, А. в припадке безумия оскопил себя и умер, но затем возродился в виде сосны. На оргиастич. праздниках, посвящённых Кибеле и А., совершались свящ. трапезы с употреблением хлеба и вина. Культ А., как и культ Адониса, оказал влияние на формирование культа Иисуса Христа (воскресение, причащение и т. п.).
Аттис
греч.) – бог природы фригийского происхождения. Поклонение А. связано с оргиастическим культом Великой матери, богов – Кибелы. А. был юношей исключительной красоты, и стал возлюбленным Кибелы. По лидийскому сказанию, А. погиб от раны, нанесенной ему на охоте диким кабаном, и был воскрешен по просьбе Кибелы (миф аналогичен сказанию о смерти и воскрешении Адониса). По фригийскому мифу, А. был сыном двуполого божества Агдитис и дочери реки Сангариос. Юноша был так красив, что Агдитис влюбилась в него и из ревности ввергла в безумие, в припадке которого он оскопил себя и умер (греческий вариант мифа: А. был любимцем Кибелы, стражем ее храма, нарушившим обет безбрачия). Богиня в раскаянии упросила Зевса сделать тело А. вечно юным и нетленным, а из крови А. выросли весенние цветы и деревья.
Источник: Мифологический словарь
АТТИС
Бог фригийского происхождения, связанный с культом Великой Матери богов Кибелы. Подробный рассказ об Аттисе содержится у Павсания: Аттис — сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь матери богов он учредил в Лидии священные празднества, но был убит кабаном, посланным Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис. Сама Агдитис влюбилась в своего сына, мешая бракосочетанию Аттиса с царской дочерью. Аттис впал в безумие и оскопил себя. По просьбе Агдитис из крови Аттиса выросли весенние цветы и деревья.
Культ Аттиса был широко распространен в эллинистическом мире, а в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой Матери. По Овидию, Аттис — любимец Кибелы, страж ее храма, который нарушил обет безбрачия, увлекшись нимфой. Кибела наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя.
Культ Аттиса был широко распространен в эллинистическом мире, а в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой Матери. По Овидию, Аттис — любимец Кибелы, страж ее храма, который нарушил обет безбрачия, увлекшись нимфой. Кибела наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя.
Аттис
(Atis или Attys, Atys) – туземное во Фригии, родственное Адонису божество. По сохранившемуся у позднейших авторов сказанию, Аттис произошел от бога неба и матери-земли, пройдя целый ряд чудесных превращений – гермафродита и миндального дерева, от которого его родила наконец дочь ручья. Обыкновенно рассказывается, что мать богов (Кибела, Диндимена, Агдистис) любила его и из ревности обрекла безумию, после чего он оскопил себя или, будучи уже любовником Кибелы, был оскоплен и убит другими. По Арнобию и Сервию, это случилось под сосной, в которую, по Овидию, улетел его дух. По словам первого, из крови Аттиса выросли фиалки. На празднествах, в Малой Азии смерть Аттиса оплакивалась при обычных оргиях, а затем торжественно праздновалось его воскресение. При этом символом служила сосна, украшенная фиалками, эмблемой вновь оживающей природы.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.